Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)
Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.
Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.
Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.
Статуя Свободы (1876-1886)
Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.
Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.
Птица в пространстве (1923)
«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы
Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма
Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.
В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.
История обнаружения Венеры Милосской
Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.
Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.
Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади
Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.
Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.
Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)
Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.
После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.
Статуя Венеры Милосской: версии
Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.
Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.
Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)
За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.
Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.
Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения
Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.
«Венера Милосская»
Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.
Венера Милосская. Найдена в начале XIX века на острове Милос (тогда Турция). Около 100 г. до н.э. Лувр
Венера Милосская.
Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.
Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.
Мыслитель (1880-1882)
Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.
Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Давид Донателло (1430-1440)
Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.
В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.
История Венеры Милосской
Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.
Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)
На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.
Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.
Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.
Собака из воздушных шаров (1994-2000)
Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.
Штрих к окончательному закату «рококо» в России
09.02.1914 молодые Юсуповы: Феликс и Ирина (племянница Николая II) — заключили брак. 30.12.1916 Феликс участвовал в убийстве Распутина. А в феврале 1917 произошла февральская революция, еще без большевиков. Юсуповы эмигрировали.
Аристократическое семейство Юсуповых всегда отличалось тонким вкусом. Об этом можно также судить по их подмосковной усадьбе «Архангельское». Невозможно себе представить какого-либо Юсупова, подобно Морозову шастающего в районе Монмартра с картиной Пикассо или какого-нибудь импрессиониста либо дающим деньги на революцию.
Зато их можно обвинить в любви ко всему изящному, камерному, домашнему, тому, что лет на сто пятьдесят раньше квалифицировали бы как «рококо». В 1914-1916 годах после того, как молодым выделили часть юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, Феликс шикарно и дорого перестроил серебряный будуар (комната его жены, княгини Ирины, с ванной). В Серебряном алькове (спальня, не имеющая окон, выходящих на улицу) он установил копию «Венеры Медичи».
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых (более крупный план)
А в Античном зале Юсуповского дворца соседствуют копии примерно конца XVIII — начала XIX века двух наших «красавиц»: гудоновской «Зимы» и «Каллипиги». «Зима» непосредственно из мастерской Гудона, а «Каллипига» — из Италии:
Слева: Зима. Гудон. Справа: Каллипига. Италия
Князь Ф.Юсупов (извествен своим участием в убийстве Г.Е.Распутина) с великой княжной Ириной Александровной в день свадьбы 09.02.1914
Стояла «Венера Медицейская» и в Белом зале в царском Зимнем дворце времен царствования Николая I. Имеется целая серия акварельных зарисовок интерьеров, сделанных при его преемнике Александре II. Без всяких мыслей о рококо и прочей терминологии эти интерьеры очень символически передавали эстетические взгляды их владельцев: тягу к красоте. Об этом немного расскажем в следующей части заметки.
Оканчивалась эпоха красоты под революционные мечтания и изложение своих эстетических представлений не умевшими рисовать художниками.
В 1917 г. «рококо» закончилось. Венеры с приходом импрессионизма и других измов утратили все свои эстетические достоинства. Невозможно близко понять, почему Ренуар изобразил Венеру в столь неподобающих формах.
О.Ренуар «Венера»
«Венера Италийская» Антонио Кановы (1757-1822)
И теперь очень плавно от «Венеры Медичи» перейдем к «Венере Италийской» Кановы, и все благодаря французам под командованием Наполеона. Итальянцы, предчувствуя недобрые намерения захватчиков, вошедших в Рим, увезли эту статую в Палермо в 1800, но французы все-таки умыкнули ее среди прочих произведений искусства в 1803 и увезли в Париж, где она и простояла до 1815, откуда благодаря вмешательству России, Канове удалось вернуть похищенное обратно. Итальянцы же сразу после похищения, не мешкая, заменили увезенную статую новой, благо, очередной итальянский гений — Канова — к моменту похищения был взращен и блестяще выполнил эту работу.
Что касается же самой увезенной копии, то как уже отмечено выше, ей еще в XVII веке реставраторы приделали отбитые в незапамятные времена руки. Следует отметить, что Антонио Канова был осторожен в вопросах реставрации.
Термин «италийский» толкуется как «принадлежащий древней Италии».
Канова создал «Венеру Италийскую», видя обеих Венер: «Медицейскую» и, главное, «Медичи». Он оставил после себя профильный рисунок «Венеры Медичи» с указанием размеров, однако без приделанных рук. Современники говорят, он хотел избежать вульгарной позы античной Венеры.
Канова. Этюд Венеры Медичи
Канова. Венера Италийская. Мрамор. 1805. Галерея Питти. Флоренция (вид спереди и сзади)
Канова. Венера Италийская. Мрамор. 1805. Галерея Питти. Флоренция (правый и левый бок)
Статуя требует кругового обхода. Без «дебельфес» она много бы потеряла. Статуя является одной из центральных его работ, имеет массу повторов, так как она всем нравится, хотя были и критики.
Любопытно, что «Венера Италийская» сначала была поставлена в галерее Питти взамен увезенной во Францию «Венеры Медичи», а после возвращения той в родной музей, работу Кановы переставили вопреки просьбе самого скульптора в соседний музей Питти.
Канова избежал немотивированного жеста, снабдив статую драпировками с прекрасными складками, как это сделано и в «Венере Каллипиге», поэтому избежал вульгарных ассоциаций.
Канова мастерски претворил в данной статуе свое скульптурное кредо: сочетание идеализации и натуральности. В 1799 аналогично прикрывалась натурщица, которую он изобразил, находясь в родном городе Поссаньо:
Канова. Неожиданность. Холст. Масло. 1799. Поссаньо. Дом Кановы
Сюжет «альковный»: юная девушка как будто только что встала с постели.
Теоретический наставник Кановы, состоявший с ним в переписке в течение 30 лет, Картмер де Кенси, про «Венеру Италийскую» сказал, что «Канова изваял даму, выходящую после купания». Каждый видит то, что хочет видеть. Однако, ни на какую купальщицу «Венера» Кановы не похожа. В контексте античных Венер она полностью соответствует своему названию.
Тем более, что изобретательная античность оставила потомкам также и иконографический тип «Venere pudica» (Венеры стыдливой). По одному из мифов, Афродита каждый день купалась в море, дабы каждый раз возвращать себе девственность, отчего и раздевалась.
Создание Венеры
Богиня любви Венера (у греков – Афродита) изображалась древними мастерами в самых разных ипостасях. Известная многим Венера Милосская принадлежит к типу Афродиты Книдской, а именно – обнажённому образу богини.
Изначально покровительницу влюблённых эллины изображали задрапированной тканями одежд, однако со временем популярность приобрёл именно такой вариант Афродиты.
Когда же была создана скульптура? На этот вопрос ответить непросто, ведь Венера Милосская ввела в заблуждение даже именитых учёных.
Венера Милосская, ок.130-100 гг. до н.э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Из-за особенностей композиции и скульптурных решений изваяние было отнесено к классическому периоду. Но в дальнейшем выяснилось, что на постаменте, что был изготовлен к статуе, было указано имя Александроса, гражданина Антиохии. Именно этот мастер и стал создателем знаменитой мраморной версии богини. Увы, сам постамент до сих пор так и не найден.
Согласно данным, указанным на постаменте скульптуры, можно сделать вывод, что Венера Милосская была создана приблизительно в 130 году до нашей эры. В эпоху правления Александра Македонского в искусстве проявляются черты тяготения к классическому эллинизму, что ярко демонстрирует нам прославленная статуя богини.
Всмотримся в спокойные благородные черты лица Венеры Милосской
Случайная находка
История открытия Венеры Милосской открывает нам некоторые тайны этой скульптуры. Летом 1820 года греческий крестьянин Йоргос Кентротас вместе с сыном и племянником занимался полевыми работами. Их земельный участок располагался неподалёку от античного театра, который являлся своего рода границей между полями. Подойдя вплотную к этой меже, крестьяне едва не провалились под землю.
Греческий остров Милос, где была найдена знаменитая статуя / www.cestujlevne.com
Внезапно грунт под их ногами стал осыпаться в образовавшийся провал. Йоргос отправил сына за верёвкой и инструментами, и уже совсем скоро греки оказались в образовавшейся подземной нише. Именно там они и увидели статую Венеры. Поскольку найдена она была на острове Милос, то впоследствии изваяние стали именовать Венерой Милосской.
Йоргос Кентротас так описывал находку: “Одежду, закрывавшую её лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута — в ней она держала шар, величиной с яблоко”.
Без сомнения, речь идёт о сюжете предания, связанного с началом Троянской войны. Красавец Парис был выбран богинями Афродитой, Герой и Афиной в качестве судьи. Он должен был определить ту, которой предназначалось яблоко с надписью “Прекраснейшей” (то самое яблоко раздора).
Не исключено, что в руках Венера Милосская держала яблоко / blogspot.com
Каждая из небожительниц обещала Парису свои дары, но он выбрал любовь, а значит, Афродиту. Именно исход этой легенды и наблюдали греки в изваянии Венеры Милосской.
Существует и несколько иная версия истории находки. Согласно ей, найдена статуя была в присутствии французского моряка. Именно поэтому в дальнейшем французы проявили наибольшую заинтересованность в античной скульптуре. С 1821 года Венера Милосская находится в Лувре.
Однако при транспортировке в Париж руки и постамент богини были утеряны, из-за чего нам остаётся лишь догадываться, что могла держать в руках богиня, или верить на слово греческому крестьянину, впервые увидевшему творение.
Оливье Вутье. Более всего известен своим участием в вывозе статуи Венеры с острова Милос во Францию / santorinipress.gr
Терракотовая армия (конец III века до н.э.)
Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.
Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».
11. Венеру обокрали
Обворованная Венера.
Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.
12. Венера утратила цвет
Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.
13. Статуя выше, чем большинство людей
Венера выше, чем среднестатистический человек.
Высота Венеры Милосской — 2,02 м.
2.Венера Медицейская (она же Венера Медичи) и Венера Книдская
Все слышали имя великого древнегреческого афинского скульптора Праксителя. Однако, у него был отец и даже сын, оба по фамилии Кефисодот. Отца и учителя Праксителя звали Кефисодот Старший, сына и ученика Праксителя звали Кефисодот Младший.
Сам Пракситель (примерно 390-330 годы до н.э.) первым сотворил обнаженную богиню любви «Венеру Книдскую», хотя прославился прежде всего образцами мужской скульптуры. Приглашал раскрашивать свои работы художника Никия из Афин.
Его сын в соавторстве с еще одним скульптором (имена все-равно не запомнить) чуть позже изваял «Венеру Медицейскую», уже полностью обнаженную.
Пракситель. Венера Книдская. Очень примерно 360 г. до н.э.
На фото лучшая древнеримская копия – Ватиканская. Оригинал мы уже не увидим. Оригинал был тонирован восковыми красками нежных и теплых тонов художником Никием. Реставраторы приделали к копии многие части тела.
В другой книге тоже как ватиканская копия приведена та же статуя, но прикрытая тканью до пояса:
Вариант Венеры Книдской с драпировкой в правой руке.
Судя по всему, отсутствующий низ найденной римской копии, реставраторы делали в разных вариантах.
Про Венеру Книдскую рассказывают две истории. Первая – о том, что Праксителю позировала знаменитая греческая гетера Фрина, про которую, в свою очередь, тоже сочинены истории. Это кажется правдоподобным, поскольку статуя получила громкую известность у античных греков из-за красоты «Венеры Книдской», в которую, говорят, даже влюблялись и отнюдь не платонически. Вторая – о том, что вариант обнаженной богини отвергли жители Коса, зато этот вариант выбрали жители острова Книда, отчего она и стала «книдской».
Для данной заметки важнее «Венера Медицейская», так как с ней связано создание Кановой «Венеры Италийской» (см. п. 3 данной заметки).
Венера Медицейская (Медичи). Кефисодот Младший (сын Праксителя). На фото древнеримская копия 1 века до н.э. Оригинал мы уже не увидим. На фото хорошо видны швы от приделанных позднее частей тела
Поза «Венеры Медицейской» (сына) явно восходит к «Венере Книдской» (отца). При наличии ткани в руке богини ее жест мотивирован, если ткань убрана, то он воспринимается как жест «ложной скромности» (см. п. 1.2), по поводу чего впоследствии один из современников Кановы написал, что Канова сделал свою «Венеру» без ошибок «Венеры Медицейской», «поза которой напоминает кокетку и даже продажную девицу». Большинству зрителей эта статуя очень нравилась и нравится. Отличительным признаком «Венеры Медичи» является опора в виде дельфина (атрибут Афродиты).
Эта статуя после обладания ею флорентийским родом Медичи стала еще называться «Венерой Медичи».
«Венера Медичи» простояла до начала XIX века в галерее Уффици во Флоренции, куда она была перенесена в 1688 на почетное место и стала гордостью галереи.
Фонтан (1917)
Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.
В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».