Этноним и этногенез
Происхождение “слова” удмурт, как и многие аспекты истории этого народа, остаётся туманным для исследователей. Одно из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, неподалёку от которой находятся исконные земли удмуртов.
Первоначально этноним мог представлять “вятмурт”, а именно – “человек с Вятки”. Другое название народа – вотяки – использовалось русскими для определения племён, живущих на берегах Вятки. И это, как вы заметили, тоже открывает тот же смысл. Официально название “удмурты” закрепилось за этносом в 1932 году, когда их земли стали Удмуртской автономной областью.
Вотячка – именно так называли удмуртов до XX векаИз альбома Федора Солнцева «Одежда русского государства», 1869 год
На происхождение удмуртов явно указывают их внешние особенности. У них есть две ярко выраженные антропологические черты. К первой принадлежат невысокий рост и коренастое телосложение, ко второй – внешний цветотип, характерный для финно-угорских народностей.
Предки удмуртов состояли в родстве с азиатскими племена, такими как самодийцы, а в дальнейшем смешивались с монголоидными этносами, что дало типичные особенности расы и представителям нового народа. Что примечательно, у удмуртов достаточно много рыжеволосых людей. В Европе они уступают лишь ирландцам, славящимся своими “огненными” волосами.
Женщина вотячка в Сибири в 1768 годуИз книги Жана д’Отрош Шаппа
Тряпичная кукла
Самой распространенной и популярной на Руси являлась тряпичная кукла-оберег. Историю поделка ведет с появления льна и насчитывает не одно тысячелетие. Обреговая кукла использовалась в различных ритуалах и защищала всю семью от неприятностей и невзгод, помогала избавиться от какой-либо напасти, порчи или сглаза и делала здоровье крепким, а жизнь счастливой.
Все тряпичные куклы были нескольких типов:
- игровые;
- обрядовые;
- обереги.
С игровыми поделками все просто: они делались для забавы. Что касается, обрядовых предметов и поделок-оберегов, то они должны были выполняться в соответствии с определенными правилами. Обрядовые магические предметы использовались в каких-либо ритуалах или делалась в честь праздника.
Куклы-обереги же создавались и для игры детей, и для их защиты. Кроме того, обереги были для всей семьи, для каждого отдельного ее члена и от различных напастей. Объединяло их одно: изготовлены они должны быть своими руками, следуя определенным правилам. Кстати, выполнение столь кропотливой работы доверялось исключительно женщинам, а мужчины не должны были даже наблюдать за данным процессом.
Обереговые куклы в наше время довольно широко представлены в музеях и на выставках народного творчества. Презентация таких поделок пользуется популярностью. Однако, создание такой поделки — процесс не слишком сложный и подвластен практически любому из нас: достаточно настроиться на положительный лад и включить фантазию.
На различных фото в сети интернет представлены разнообразные примеры национальных поделок и инструкции по созданию такого магического предмета. Рассмотрев внимательно фото и изучив информацию по изготовлению поделки, можно создать настоящий оберег.
Национальный музей Удмуртской республики
Национальный музей Удмуртской республики.
23
В музее, созданном в 1920 году, хранятся экспонаты, имеющие историческую, археологическую и этнографическую ценность. Здесь можно увидеть национальную одежду, крестьянскую утварь, холодное и огнестрельное оружие, фотографии и документы, книжные издания.
Через одежду и утварь повествуется этническая история народов, населяющих республику. Экспозиции знакомят посетителей не только с историей, но и природными достопримечательностями республики. Здесь можно увидеть множество шедевров токсидермии — чучел животных.
Всего коллекция включает порядка 200 тыс. артефактов. Национальный музей Удмуртии посещает ежегодно более 200 тыс. человек.
Адрес: Национальный Музей Удмуртской Республики, Удмуртская улица, Ижевск, Россия.
Кедровая роща в Заякино
Кедровая роща в Заякино.
32
Когда-то школьный учитель Алексей Смирнов посадил здесь деревца, выращенные на собственном огороде из семян сибирского кедра. Деревни Заякино уже нет и в помине, а кедры живут. Сейчас в эту шикарную рощу из 80 деревьев приезжают люди, чтобы подышать ароматным воздухом, собрать кедровых шишек, сделать фото под деревьями-великанами, поискать следы диких зверей.
Памятнику природы регионального значения уже исполнилось 100 лет. Чистый воздух считается целебным, не менее прекрасны близлежащие окрестности — каскад из трёх прудов и хвойный лес.
В международном конкурсе «Семь чудес финно-угорского мира» в номинации «Природа» кедровая роща в Заякино вышла в число победителей.
Адрес: Заякинская кедровая роща, Удмуртская Республика, Россия.
Сложности и становление Удмуртии
Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.
Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.
В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.
Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.
Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.
Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.
Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.
Традиционные повседневные одежды и обувь
Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:
- каждодневная одежда;
- праздничная;
- облачение для обрядов (погребальные, свадебные).
Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.
Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.
Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:
- шубой из овчины;
- отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.
Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.
Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.
Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:
- светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
- свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
- рубашечный воротник – украшался вышивкой;
- тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
- в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.
Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.
Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.
Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.
Влияние соседей
Удмурты – один из самых древних народов Приуралья. Археологи доказали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель, о чём свидетельствуют находки. Большинство учёных придерживается версии автохтонности удмуртского этноса, который в дальнейшем испытал на себе влияние соседних народов, например, славян и тюркских племён.
Интересно, что на севере Удмуртии ощущается культурное воздействие русских, а вот южные регионы долгое время находились под влиянием тюрков, что и отражается на современном менталитете удмуртов этого края.
Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов. Благодаря славянам удмурты освоили новые принципы земледелия, переняли использование разнообразных орудий труда.
В удмуртских домах появилась традиционная русская печь, значительно преобразился даже национальный костюм (хотя своих характерных особенностей он не потерял). Историки считают, что именно русские принесли на земли удмуртов письменность, что стало основой для развития литературы и различных культурных направлений.
Замкнутые и ранимые
Историк Bладимир Bладыкин из Удмуртского университета считает, что местные отличаются особым характером — они сдержанны, даже медлительны, но внутри все буквально «горит», часто негативные эмоции удмурты обращают на себя самих, что иногда приводит к суицидам. Профессор считает удмуртов ранимыми,«стеклянными»: под ударами судьбы они не гнутся, а ломаются
Удмуртам важно мнение окружающих, если про них говорят плохо, это может привести к трагедии
Bозможно, с этой особенностью связан низкий уровень образования в республике – по данным переписи 2010 года только 11,1% удмуртов закончили вузы (по Pоссии этот показатель равен 23,4%).
Самые рыжие на свете
Удмурты — самый рыжий народ в Pоссии, в Ижевске ежегодно проходит фестиваль рыжих людей. По рыжине удмурты могут переплюнуть даже ирландцев: местные этнографы вычислили индекс рыжести, который в Удмуртии составляет 70%!
Bпрочем, это не значит, что 70 % населения рыжие, но говорит о многом — у русских этот индекс равен 40%. Профессор Удмуртского университета Юрий Перевощиков считает, что удмурты – потомки будинов, о которых Геродот писал, что это «большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», а проживали будины в междуречье Bолги и Kамы, и столицей их был город Гелон.
Традиции
Праздники
Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.
Свадьба
Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.
После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:
- После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
- Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
- Приданое молодожены забирают в первую осень.
Жилище
Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.
Где жили удмурты?
Как показывают археологические исследования, удмурты наиболее близки по своим чертам к коми-пермякам, однако далеко не все учёные склонны считать их коренным народом Удмуртии. Как указывает И.Г.Широбоков в своей работе “Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв.”, предполагаемая родина удмуртского этноса может находиться на северо-западе Татарстана.
Нередко удмуртов называют вотяками, это же именование можно встретить в старинных источниках. В записях дьяка города Хлынова, Семёна Попова, указывается, что ещё до начала русской колонизации в районе Вятки появилось пять крупных поселений, что принадлежали вотякам, то есть удмуртам.
Это мнение подтверждается и профессором А.В.Эммаусским:
Более того, считается, что название самой реке Вятке тоже дали удмурты.
Удмуртская семья
Аксессуары
Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.
Основную массу декоративных украшений составляли:
- русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
- ожерелья из раковин или бусин;
- ожерелье из серебра или монет (монисто);
- украшенные орнаментом металлические браслеты;
- бисерные цепочки.
Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).
Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).
Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.
Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.
Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.
Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.
Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:
- геометрические формы (использовались для оберегов);
- изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
- изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).
Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.
Название народа
Подавляющее большинство этнографов сходятся во мнении, что удмурты как народ появились после распада прапермского этноса, разделившегося на несколько родственных племён. Во внешности современных жителей Удмуртии ярко выражено влияние славянских и тюркских народов.
Точно сказать, когда зародился удмуртский народ, нельзя. Причина тому — отсутствие письменных источников, что могли бы раскрыть нам историю удмуртов до определённого времени. Поэтому жизнь их в древние времена так и остаётся загадкой.
Густав-Федор Христианович Паули «Зыряне и вотяки в традиционной одежде, 1862 г.»
Самые первые упоминания о племенах Удмуртии встречаются у древнегреческого историка Геродота, что называет их “будины” и “аримаспи”. Здесь явно заметно одно и древних названий народа — “ары” (означает “люди”). А вот вотяками удмуртов в XII веке прозвали русские, появившиеся на их землях и использовавшие для определения племён реку Вятку.
Верят в шайтана и поклоняются воршуду
Удмурты-язычники верят, что мир стоит на рогах почитаемого быка, если животное спокойно — спокойно и в мире, но стоит ему разъярится, как начинаются бури и войны. Бык стоит на громадной рыбине, которая погружена в особый подземный океан. Aда и рая нет, зато есть Явь — этот мир, Hавь – подземный мир, и Правь — мир богов. Самым старым богом считается бог небес Инмар, а его антагонистом считается Шайтан.
Особое место в язычестве занимает дух-воршуд — покровитель рода, который живет в каждом в доме в специальном «воршудном» коробе. Чтобы умилостивить его, в короб кладут монеты, украшения, кости, перья, бусины, ветки; воршуда изображают в виде гуся с серебряным клювом или быка с золотыми рогами. Дух этот имеет не меньше 70 имен: его зовут то Бигрой, то Kаксей, то Пургой, то Боней, то Bорчей.
Земля удмуртов полна злых и добрых духов: в болотах живет Bурмурт — водяной, в хлеву – Гидмурт, в лесу – Hюлэсмурт, в доме – Kоркамурт, на лугу – Лудмурт и т. д.
Антропология и генетика
Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII—XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы. Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки. Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.
На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами — то есть восточнобалтийским типом, который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры.
Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты:
Это интересно: 4699,Удивительный город Осло: изучаем досконально
Музей-заповедник «Иднакар»
Музей-заповедник «Иднакар».
92
Историко-культурный музей-заповедник находится в городе Глазов. Создан он в конце прошлого века с целью сохранения, исследования исторического памятника IX- XIII веков городища Иднакар. Постоянно действуют выставки артефактов, найденных в результате раскопок в городище.
В экспозиции можно увидеть не только отдельные предметы быта, но и целые помещения, сцены из жизни древних людей Солдырского поселения. Воссоздание прошлой эпохи стало возможно благодаря использованию мультимедиа и электронных технологий. Гостям заповедника предлагается бесплатная услуга — мобильный аудиогид.
В перспективе планируется возведение комплекса под открытым небом, включая реконструкцию улиц средневекового финно-угорского поселения.
Адрес: БУК “Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики “Иднакар”, улица Советская, Глазов, Удмуртия, Россия.