Звездный путь актрисы и фильмография
В 1985 году состоялся дебют Матильды на сцене театра. Это был спектакль «Белая роза». Он рассказывал о вкладе женщин в борьбу против фашистов в Сталинграде. Суинтон исполняет роль инженера Ирины Паспортниковой. Тогда же Суинтон знакомится с Джоном Бирном, шотландским художником и драматургом, вскоре он станет ее мужем и отцом ее детей. Другое знаковое знакомство — с британским режиссером Дереком Джарменом. В дальнейшем он сделает восемь картин с Тильдой, она станет для него настоящей музой.
Однако слава к актрисе пришла не после фильмов Джармена. В 1992 году она снимается в картине «Орландо» по роману-автобиографии Вирджинии Вулф в роли андрогина. Тильда играет то мужчину, то женщину. Ее игра поражает не только зрителей, но и критиков. На Международном кинофестивале в Сиэтле Суинтон получает премию актрисы года, а сам фильм признан лучшим на Венецианском кинофестивале.
В 1995 году актриса принимает участие в выставке художницы-авангардистки Корнелии Паркер. На неделю она превращается в живой экспонат: по 8 часов в день она проводит лежа с закрытыми глазами в стеклянном боксе.
В 2000 году Суинтон снимается в триллере «Пляж» с Леонардо Ди Каприо. После этого начинают приглашать в голливудские ленты. Одни из самых известных и крупнобюджетных — триллер «Константин» с Киану Ривзом, где Тильда в роли архангела Гавриила, и сказка «Хроники Нарнии», ей достается роль Белой ведьмы. В 2008 году Суинтон получает своего первого «Оскара» за роль в фильме «Майкл Клейтон». «Мой американский агент — ну просто вылитая его копия!» — шутит она.
В 2007 году Тильда принимает участие в полнометражном фильме Мэрилина Мэнсона «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла». Сам Мэнсон предстал в нем в роли Льюиса Кэрролла. Выход картины в прокат намечен на 2011 год.
Карьерная гонка Тильду Суинтон не интересует. Актриса может себе позволить работать по собственному усмотрению. Она свободна от стереотипов и живет в своем родовом имении так, как ей нравится.
Ранние годы
Дочь седьмого лорда Киммергеймского, шотландца Джона Суинтона и австралийки Джудит Киллен родилась 5 ноября 1960 года. Первые годы своей жизни Кэтрин Матильда Суинтон провела в Германии.
Тильда Суинтон в детстве
Непримиримость к душевной закостенелости, ритуалам и накатанным жизненным тропкам проявилась у Матильды в раннем детстве. Она смотрела на отца, который в точности повторял судьбу своих именитых предков – карьера на военной службе, страсть к охоте, брак по договоренности, досуг с газетой и трубкой у камина; смотрела на братьев, которые боялись хоть на дюйм отступиться от семейных традиций, и понимала, как все это далеко от нее. В 1971 году Матильда стала ученицей закрытой школы для юных представительниц аристократических семейств. Девочка блестяще училась, занималась спортом, пела в хоре, но никогда не переставала винить родителей за то, что они отдали ее в частное заведение. Строгий распорядок школы запрещал ученикам даже слушать музыку, что было настоящей пыткой для Матильды. Кстати, именно по этой причине актриса не любит «Гарри Поттера» – в романах Роулинг частная школа (пусть и волшебная) чересчур идеализирована.
Вскоре ученица элитной частной школы стала проявлять свободолюбивый характер, нарушала распорядок дня и выступала против строгих правил. Именно в этот период своей жизни Суинтон и сократила своё второе имя до резкого Тильда и даже внесла короткую волнистую черту, тильду, в свою подпись.
Тильда Суинтон в молодости
В этот период к Суинтон пришло четкое осознание – она не красавица. Она привыкла, что окружающие не воспринимают ее как девочку, и перестала считать себя таковой. «Выключила свою сексуальность», – так это описывала впоследствии актриса.
Окончив школу, Тильда стала студенткой колледжа в Эдинбурге. Будучи сторонницей левых идей, в 19 лет она вступила в коммунистическую партию Великобритании, 2 года работала в школах Южной Африки.
Тильда Суинтон обладательница не совсем обычной внешности
Впоследствии Тильда Суинтон не раз бросит вызов стереотипам, впрочем, всегда оставаясь истинной аристократкой и по происхождению и по духу.
Фильмы
В молодости Тильда Суинтон снималась в телевизионных сериалах, а затем познакомилась с режиссером независимого кино Дереком Джарменом и начала многолетнее сотрудничество. У него актриса играла в биографической картине «Караваджо», военно-психологической драме «Военный реквием» и других фильмах.
Первым переломным моментом в карьере Тильды стала экранизация легендарного романа Вирджинии Вулф «Орландо». Игра актрисы была названа критиками не иначе как ошеломляющей. Суинтон создала 2 образа одного человека, мужской и женский, и была награждена званием лучшей актрисы года на нескольких кинофестивалях.
Новым важным шагом для знаменитости стало участие в американском приключенческом триллере «Пляж», в котором она сыграла вместе с Леонардо Ди Каприо. Эта картина открыла для Тильды путь в Голливуд.
Из первых работ в Северной Америке стоит выделить мистическую картину с Томом Крузом «Ванильное небо» и фильм ужасов «Константин: Повелитель тьмы», где Суинтон сотрудничала с Киану Ривзом. Знаковым для актрисы стал детектив «Майкл Клейтон», ведь роль в нем принесла ей заветную статуэтку «Оскар».
Сказочного персонажа — колдунью Джадис — артистка сыграла в экранизации книги Клайва Льюиса. Фильм получил название «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Примечательно, что первоначально роль предназначалась для Мишель Пфайффер, но по личным причинам та не смогла поучаствовать в съемках. Джадис с турецкого языка переводится как «смерть», а имя короля Аслана означает «лев». Благодаря натурным съемкам в Новой Зеландии, Чехии и Словении при монтаже не пришлось прибегать к компьютерной графике.
Отдельное внимание поклонников творчества Тильды Суинтон привлекла фэнтези-драма «Выживут только любовники», в которой актриса сыграла главную роль, а ее партнером по съемкам стал Том Хиддлстон. Сюжетно это вампирская любовная драма, но фильм наполнен атмосферой андеграунда и артхауса, что стало его особенностью
Спустя год артистка поразила кинопублику новым преображением: она снялась в образе 84-летней старухи в трагикомедии «Отель “Гранд Будапешт”». Тем самым исполнительница еще раз доказала, что для ее актерского таланта нет границ.
В 2015 году Тильда удивила поклонников сменой стиля. Актриса завоевала популярность андрогинной, болезненно-бледной, «неземной» внешностью и ролями эльфов, волшебных созданий и других мистических существ. Поэтому образ в фильме «Девушка без комплексов» стал неожиданностью для публики. «Неземная» Тильда выглядела как среднестатистическая женщина: с длинными волосами, легким загаром и естественным макияжем.
В 2016 году Суинтон вернулась к любимому поклонниками авангардному образу. Она появилась на экранах лысой и сыграла Старейшину в комикс-боевике «Доктор Стрэндж». Героиня Тильды — тибетский мистик и носительница древнего тайного знания о магии, которая и стала учителем доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч). Старейшина в 2017 году принесла звезде премию «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана.
Еще одна работа года, которая порадовала поклонников звезды экрана, — главная роль в триллере «Большой всплеск». Здесь Суинтон перевоплотилась в рок-звезду, которая пытается наладить личную жизнь. В работе над образом Тильда обратилась к личности Дэвида Боуи, с которым ранее сотрудничала при создании клипа на сингл The Stars (Are Out Tonight).
Вскоре фильмография звезды экрана увеличилась еще на несколько проектов, и вновь одна работа не была похожа на другую. Так, в фильме «Суспирия» артистка перевоплотилась сразу в 3 персонажей, а в драме «Сувенир» сыграла вместе с дочерью Онор.
Картина «Человеческий голос», созданная по пьесе Жана Кокто, была представлена в 2020 году. Снималась она в разгар пандемии в соответствии с протоколами безопасности. Фильм, в котором Тильда сыграла главную героиню, стал первым в копилке режиссера Педро Альмодовара, созданным на английском языке.
Тильда Суинтон призналась, что сыграла роль старика-психоаналитика в фильме «Суспирия»
Правообладатель иллюстрации Amazon Studios/Reuters Image caption Да, и справа, и слева — Тильда Суинтон. Грим старика ей делал лауреат «Оскара» Известная британская киноактриса Тильда Суинтон, лауреат премии «Оскар», призналась, что это она исполнила роль 80-летнего старика — берлинского психоаналитика — в мистическом детективе «Суспирия», который выйдет в прокат в ноябре.
Наложение грима занимало ежедневно по четыре часа.
В титрах исполнителем роли 82-летнего психоаналитика доктора Йозефа Клемперера назван Лутц Эберсдорф.
Суинтон не только придумала легенду о пожилом актере-любителе, для которого якобы это первая роль в кино, но и создала его поддельный профиль на популярном киносайте IMDb.
Новый фильм — римейк снятой еще в 1976 году одноименной классической ленты мастера итальянского хоррора Дарио Ардженто.
Суинтон сыграла в «Суспирии» и еще одну ведущую роль.
Кому достанется «Золотой лев — 2018»: фильмы Венецианского кинофестиваля
Ранее Суиндон упорно отрицала слухи и предположения, но в конце концов в беседе с репортером газеты New York Times подтвердила, что исполнила роль Клемперера.
На вопрос, сыграла ли она эту роль, она недвусмысленно ответила «да».
Вероятно, актриса ожидала именно такого прямого вопроса и заявила журналисту, что удивлялась, почему ей его не задают.
Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Image caption В главной роли снялась голливудская кинозвезда Дакота Джонсон
На премьере фильма на Венецианском кинофестивале в сентябре, Суиндон говорили журналистам, что доктора Клемперера играет Лутц Эберсдорф.
На пресс-конференции во время фестиваля она даже прочла письмо, якобы написанное пожилым актром, в котором он извинялся за то, что не смог прибыть в Венецию.
В фильме рассказывается о молодой танцовщице, роль которой исполняет Дакота Джонсон. Она поступает на учебу в Берлинскую балетную академию и вскоре понимает, что ею руководят ведьмы.
Одну из них — мадам Бланк — играет также Тильда Суинтон.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption На Венецианском кинофестивале Тильда Суинтон предстала перед журналистами с режиссером фильма Лукой Гуаданьино
Режиссер фильма — итальянец Лука Гуаданьино — в начале этого года был удостоен «Оскара» за фильм «Зови меня своим именем».
Режиссер ранее называл предположения о том, что Суинтон якобы сыграла роль старика в «Суспирии», фейковыми новостями.
Как пишет газета New York Times, к участию в этом розыгрыше был приглашен знаменитый голливудский гример Марк Кольер.
По словам Суинтон, она проводила в гримерной по четыре часа каждый день съемки. Ей даже приходилось надевать на себя всевозможные накладки, включая муляж мужских гениталий.
Кольер сообщил газете: «Я сделал ей прекрасный увесистый муляж гениталий, которые отлично болтались у нее между ног».
«Несмотря на то что Тильда имеет слегка андрогенную внешность, у неё на самом деле очень женская скелетная структура».
Гримеру пришлось изготовить специальные накладки, чтобы утяжелить линию шеи и усилить челюсть.
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Слева направо: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Лука Гуаданьино, Хлоя Морец, Миа Гот и Джессика Харпер
В ответ на вопрос, зачем ей это нужно, Суинтон отвечала: «Да просто для смеху. Как сказала бы моя бабушка, без этого было бы скучно».
Актриса пошла на всевозможные ухищрения, чтобы создать правдоподобный образ Лутца Эберсдорфа, создав в базе данных IMDB его биографический профиль.
«Говоря откровенно, я мечтала о том, что это навеки останется тайной. Я хотела сначала, чтобы Лутц скончался после окончания съемок фильма, а в титрах фильма появилась бы посвящение его памяти», — говорит Суинтон.
Фильм «Суспирия» выходит на экраны в Британии 16 ноября.
Личная жизнь Тильды Суинтон
Первым мужем актрисы был знаменитый Джон Бирн, в браке с которым в 1997 году она родила сына и дочь, близнецов Ксавье и Онор.
Тильда Суинтон с детьми
Несмотря на то, что у Тильды и Джона есть отношения с другими партнерами, супруги продолжают жить вместе и воспитывать детей, что вызывает немало обсуждений личной жизни актрисы в прессе. Однако, как рассказала актриса журналистам, все слухи об «оргиях» в их доме – не более чем выдумки, и в действительности «все намного скучнее».
Тильда Суинтон, Джон Бирн и Сандро Копп (на фото справа)
С 2004 года у Тильды отношения с Сандро Коппом. Художник почти на 20 лет младше неё.
Тильда Суинтон любит большие солнцезащитные очки
Тильда известна своей открытостью и добросердечием к людям, она занимается благотворительностью и поддерживает несколько фондов. В повседневной жизни актриса предпочитает демократичную одежду, любит солнцезащитные очки, максимально большие, скрывающие от солнечных лучей её бледную кожу.
В начале 2021 года Тильда призналась, что относит себя к квир-людям, то есть не ограничивает себя каким-либо полом или гендером.
Секреты успеха
Правила, которым следует Тильда просты и самобытны.
Она никогда не считала себя красавицей, приняла такой, какая есть.
Ненавидит алкоголь и наркотики, но не осуждает тех, кто столкнулся с данной проблемой.
Не стремится к совершенству и придерживается естественности во всём.
Суинтон никогда не гналась за наградой и миллионными гонорарами, а просто хотела заниматься тем, что ей нравится.
Когда она подходит к выбору фильма, прежде всего обращает внимание на своих партнёров, с которыми ей придётся проводить большую часть времени.
Честна перед собой и зрителями. Считает себя полностью счастливым человеком.
Продолжение карьеры
Следующей ролью Тильды в кино стал персонаж Эллы Герик, заключенной концлагеря. Драма снималась под названием «Человек человеку». Режиссером фильма стал художник из команды Дерека Джармена по имени Джон Мэйбери.
В 1992 году настал звездный час актрисы. Тильда Суинтон снялась в главной роли в кинокартине «Орландо» по роману Вирджинии Вулф. Этот фильм стал самым значимым в карьере Суинтон, он принес ей известность. Сюжет состоит из нескольких частей, разделенных по смыслу: Общество, Секс и Рождение, Поэзия, Политика, Любовь, Смерть. Действие охватывает период продолжительностью в 350 лет. Персонаж Орландо в первой половине этого срока является мужчиной, а во второй — женщиной.
Игра Тильды потрясает воображение, Орландо-мужчина обладает всеми признаками своего пола, Орландо-женщина безупречна в своих достоинствах и принадлежности к прекрасной половине человечества. Критика была восторженной, за исполнение роли актриса получила множество наград и признаний, в числе которых была премия Международного кинофестиваля в Сиэтле и несколько призов, врученных Суинтон в Венеции.
Минус театр, плюс кино
На экране актриса впервые предстала в 1986 году в телевизионном фильме «Застроцци». Затем она мелькнула в картине «Эгомания: остров без надежды». Полноценным кинодебютом Суинтон можно считать байопик «Караваджо» (1986), посвященный великому итальянскому художнику. Работа в этой картине стала началом успешного сотрудничества с Дереком Джарменом. Независимый режиссер снял свою музу в девяти фильмах. В его картине о СПИДЕ «Сад» (1990) Суинтон сыграла Мадонну с ребенком на руках, а в «Всё, что осталось от Англии» (1988) появилась в образе принцессы Дианы.
Романтика на газоне
К 1988 году Тильда поняла, что движется в правильном направлении: ее наградили «Тедди» (приз за вклад в поддержку ЛГТБ) на Берлинском кинофестивале. Она закончила свою театральную карьеру и окончательно перекочевала на съемочные площадки. К этому периоду относятся метафорический «Военный реквием» (1988) с Лоуренсом Оливье и «Вечеринка: Натюрморт» (1991) о женщине, изменившей мужу с французом.
Костюмные драмы – это когда корсет слишком затянут
Первый успех актриса снискала в 1992 году за экранизацию «Орландо», одного из лучших романов Вирджинии Вульф. Съемки длились пять лет. Тильде довелось изображать и женскую, и мужскую ипостась своего персонажа. Благодаря «Орландо» Суинтон стала актрисой года на международном фестивале кино в Сиэттле. Сама картина была отмечена несколькими влиятельными премиями.
В 1994 году Дерек Джармен погиб от СПИДа. Для Тильды это стало настоящим ударом. Она не снималась два года.
Но затем актриса вернулась к любимому делу. Она снялась в эротическо-психологическом исследовании «Женская развращенность» (1996), фантастической картине «Задумывая Аду» (1997) в роли дочери Байрона, байопике художника Фрэнсиса Бекона «Любовь – это дьявол» (1998), драме об инцесте «Зона военных действий» (1998), которая стала первой режиссерской работе Тима Рота, итальянском триллере «Протагонисты» (1999). Суинтон никогда не боялась запретных тем и была готова на любые эксперименты.
Знакомство с Джарменом
Тильда Суинтон, рост которой (179 см) соответствовал стандартам женской красоты, дебютировала в кино весной 1986 года, снявшись в фильме режиссера Шлингензифа «Эгомания: остров без надежды». Затем актриса приняла участие в съемках кинокартины «Караваджо», посвященной творчеству итальянского художника Микеланджело Караваджо. Знакомство с Дереком Джарменом, постановщиком фильма, стало началом целого творческого периода в жизни Суинтон, позже она снялась в девяти кинопроектах режиссера-авангардиста.
Наиболее значимой своей работой актриса Тильда Суинтон считает драматическую роль Девы Марии в кинокартине «Сад», сюжет которой повествует о событиях, связанных с отрицанием церковью и обществом гомосексуальных связей. Сам режиссер Джармен в то время уже умирал от СПИДа, съемки фильма проходили в его доме с садом и были закончены в 1990 году.
На следующий год Дерек Джармен запланировал съемки исторической драмы «Эдуард II», по пьесе Кристофера Марло. Тема вновь касалась гомосексуальных отношений, на этот раз короля Англии с его фаворитом Пьером Гавестоном. Суинтон исполнила роль королевы Изабеллы, которая, оскорбленная пагубной страстью своего мужа, заручилась поддержкой церкви и через суд заставила короля своим указом изгнать Гавестона из страны. За достоверность образа королевы Тильда Суинтон была признана лучшей актрисой 1991 года. За свою роль она получила приз Венецианского кинофестиваля.
Муза артхаусных режиссеров
Интересно, что Тильда Суинтон переиграла немало сумасбродных матерей. Чего стоят одна только её героиня-нарколог в «Дурной привычке», которая запрещает сыну называть её мамой. А в психологическом триллере «Что-то не так с Кевином» (2011) сын очередной странноватой героини Тильды (Эзра Миллер) оказывается настоящим психопатом. Фильм был номирован на Золотую пальмовую ветвь.
Сынок, да ты нездоров
Актриса предпочитает сотрудничать с женщинами-режиссерами, потому что ей созвучно их видение, но не отказывается сниматься и у признанных мэтров. В «Сломанных цветах» (2005) Джима Джармуша она изобразила давно увядшую любовь героя Билла Мюррея, а в «После прочтения сжечь» (2007) братьев Коэнов с Бредом Питтом и Джорджем Клуни участвовала в комедии абсурда.
В 2008 актриса отметилась в нашумевшей «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера в роли отважной пловчихи из прошлого. В том же году Суинтон сыграла алкоголичку-шантажистку в «Джулии»
Затем она снялась в аристократической мелодраме «Я – это любовь» (2009), очередном шедевре Уэса Андерсона «Королевство полной луны» (2012) и апокалиптической картине «Сквозь снега» (2013), где жизнь теплится лишь в огромном поезде, несущемся по вымерзшей Земле.
Адам и Ева
В 2013 Суинтон досталась роль мудрой Евы в вампирской элегии «Выживут только любовники» Джима Джармуша, а с помощью сложного грима 53-летняя на тот момент актриса преобразилась в дряхлую старуху в «Отеле Гранд Будапешт» (2014) Уэса Андерсона, с которым работает уже не в первый раз.
Какие ваши годы
Фильмография
- 1992 –«Орландо»
- 2003 –«Молодой Адам»
- 2005 –«Константин: Повелитель тьмы»
- 2005-20010 –«Хроники Нарнии»
- 2006 –«Майкл Клейтон»
- 2008 –«Загадочная история Бенджамина Баттона»
- 2009 –«Я — это любовь»
- 2011 –«Что-то не так с Кевином
- 2013 –«Выживут только любовники»
- 2015 — «Девушка без комплексов»
- 2016 –«Доктор Стрэндж»
- 2016 – «Да здравствует Цезарь!»
- 2016 – «Большой всплеск»
Видео
https://youtube.com/watch?v=4MwGY4d3Mt4
Источники
-
https://www.cosmo.ru/stars/biography/tilda-swinton/https://24smi.org/celebrity/2493-tilda-suinton.htmlhttps://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-tilda-suinton.htmlhttps://www.syl.ru/article/173056/new_tilda-suinton-tilda-swinton-biografiya-filmografiya-lichnaya-jiznhttps://www.cosmo.ru/stars/biography/tilda-swinton/
Личная жизнь
Несмотря на то, что актрисе приписывают много разных романов, порой даже безумных, Тильда обладает редким постоянством в отношениях.
Со своим первым избранником она познакомилась в возрасте 25 лет. Им стал известный шотландский художник — Джон Патрик Бирн. Он оформлял декорации в театре, где работала Суинтон. У них была большая разница в возрасте — почти 20 лет. Им пришлось долго скрывать свои отношения, так как Бирн был женат и у него росла дочь. Но спустя пять лет Джон и Тильда официально стали жить вместе.
В 1997 году у них родились прекрасные близнецы — Ксавье и Онор. Со временем их отношения изжили себя, но ради детей продолжали жить на одной территории.
На съёмках «Хроник Нарнии» актриса познакомилась со своим новым возлюбленным Сандро Коппа, который моложе её на 18 лет. Он знаменитый художник и Суинтон не раз была его натурщицей. Тильда и Сандро довольно быстро стали жить вместе и переехали всей семьёй в поместье, которое находится в Шотландии.
Именно с ним она познала свое женское счастье, ощутила покой и крепкое плечо, в котором она так нуждалась.
Не смотря на свою постоянную занятость, Суинтон — заботливая и любящая мама. Дочка Онор иногда сопровождает её на красной дорожке, а сын Ксавье продолжает дело своего отца и подрабатывает в художественном отделе на съёмках фильмов.
Голливуд
Настоящим пропуском в мир Голливуда для Суинтон стала съёмка в приключенческом триллере «Пляж» с участием Леонардо Ди Каприо.
Здесь она сыграла роль женщины по имени Сэл, которая возглавляет коммуну добровольцев, отказавшихся от цивилизации.
После выхода фильма в прокат Тильда стала получать приглашения в голливудские проекты. Она тщательно отбирала каждый сценарий и соглашалась только на самый интересный.
Одним из первых стала кинолента «На самом дне», снятая по роману Элизабет Холдинг. Здесь Суинтон играет мать троих детей — Маргарет, прикрывающую убийство, которое совершил её старший сын. За эту роль актриса была номинирована на получение нескольких кинонаград.
Тильда соглашалась не только на главные роли, но и на эпизодические. Благодаря её исполнению, они приобретали свой характер и стиль.
Вы сможете увидеть её кратковременное, но яркое появление в фильмах:
- «Ванильное небо» (2001)
- «Адаптация» (2002)
- «Константин: Повелитель тьмы» (2005)
- «Сломанные цветы» (2005)
- «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005)
- «Загадочная история Бенджамина Баттона (2006)»
- «Доктор Стрэндж» (2016)
Суинтон не боялась экспериментировать со своими образами в фильмах. Играла биогенетика Розетт в фантастической ленте «Техносекс», где создавала клонов-киборгов. В «Супсирии» была задействована в трёх ролях, играла мужчину с очень сложным гримом на лице, благодаря которому распознать актрису было невозможно. Нельзя не вспомнить её участие в фильме «Выживут только любовники», в котором Суинтон перевоплотилась в вампиршу-интеллектуалку.
Своими работами она по-прежнему продолжает ломать стереотипы и выходить за рамки.
Тильда и кино
Агент Тильды однажды буквально взмолился: “Ты не могла бы сняться хоть разочек в тех фильмах, которые тебе не нравятся? Ну хотя бы ради эксперимента!”
Тильда Суинтон очень избирательна в том, какой сценарий сделать на время частью своей жизни. Ей не все равно, с каким фильмом она войдет в историю. Однажды она сказала: “В возрасте Киры Найтли я особо не высовывалась. И хорошо, что так вышло, потому что я не успела всем до смерти надоесть”.
Кадр из фильма “Доктор Стрэндж”
Она относится к тем актерам, которые выворачивают все внутренности наизнанку перед камерой и делают все, что в их силах, чтобы зрители поверили в историю. Наверное, сложно найти еще одного такого мастера перевоплощений, как Тильда Суинтон.
Лучшим другом и крестным отцом в кино для Тильды был Дерек Джармен, режиссер авангардного британского кино. Он снял Тильду в семи картинах, но за пределами Британии они были не очень известны, как и сама Тильда. Но именно благодаря Джармену она получила свою первую награду на Берлинском кинофестивале 1988 года за роль в фильме “На Англию прощальный взгляд” /The Last of England. Это был специальный приз «Тедди», вручаемый за фильмы о гомосексуальных отношениях.
Тильда в «Орландо»
Первая картина, после которой про Суинтон узнали все — «Орландо» по роману-автобиографии Вирджинии Вулф (1992). Там ей приходится играть и мужчину и женщину. После «Орландо» она стала настоящим мастером андрогинных ролей. На Международном кинофестивале в Сиэтле Тильда получила звание актрисы года, а сам фильм стал лучшим на кинофестивале в Венеции.
С 1995 года она окончательно забросила театр и полностью погрузилась в кинематограф. И продолжила сниматься в артхаусном авангардном кино.
В 2000 году с Тильдой приключился дебют в Голливуде. И сразу — с ДиКаприо в фильме “Пляж”. После этого ее стали приглашать на съемки чаще, но она все равно упорно выбирала только те роли, которые ей нравились.
И среди этих картин было много таких, где она вовсю могла развернуться в своем таланте перевоплощения. И герои, как на подбор, были практически бесполыми или требующими огромных усилий для вхождения в роль.
С фильмом “Суспирия” вообще вышла забавная история. Режиссер и все причастные упорно утверждали, что пожилого психоаналитика будет играть никому не известный дебютант в кино из Германии Лутц Эберсдорф. Его имя было даже на афише. Но потом пришлось расколоться.
Тильда на премьере “Суспирии”
Коллеги по съемочной площадке рассказывали, как Тильда демонстрировала им муляж мужских гениталий, которые смастерили специально для нее. Действительно, хочешь достоверно сыграть мужчину — ощути такую же достоверную тяжесть в своих штанах.
Дальше были фильм «Техносекс», там Тильда сыграла сразу четверых — ученую и трех ее клонов-киборгов. Потом был «Отель «Гранд Будапешт» и 90-летняя матрона.
Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»
За роль Карин в «Майкле Клейтоне» Тильда наконец отхватила заслуженного Оскара. Но, как я уже сказала, для нее это было сродни тому, что ей бы вручили огурец. Одна радость — в этом фильме она снялась с Джорджем Клуни.
Кадр из фильма “Майкл Клейтон” и Оскар за эту же роль
Еще одну награду Тильде в 2021 году вручили за бесполого Старейшину из “Доктора Стрэнджа” — премию «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана. Правда, не обошлось без скандала, посыпались обвинения в вайтвошинге. Белая актриса сыграла азиатского персонажа, фу, как не толерантно. Но сыграла-то отлично, правда?
Из-за любви к экспериментам и андрогинных образов Суинтон часто сравнивают с Боуи. Да она и сама говорит, что очень на него похожа. В 2013 году она снялась в клипе Боуи на песню The Stars (Are Out Tonight). А теперь найдите Тильду))
Вообще, за свою кинокарьеру Суинтон снялась больше чем в 60 значимых фильмах и получила больше 20 наград.
Ранние годы
Дочь седьмого лорда Киммергеймского, шотландца Джона Суинтона и австралийки Джудит Киллен родилась 5 ноября 1960 года. Первые годы своей жизни Кэтрин Матильда Суинтон провела в Германии.
Тильда Суинтон в детстве
Непримиримость к душевной закостенелости, ритуалам и накатанным жизненным тропкам проявилась у Матильды в раннем детстве. Она смотрела на отца, который в точности повторял судьбу своих именитых предков – карьера на военной службе, страсть к охоте, брак по договоренности, досуг с газетой и трубкой у камина; смотрела на братьев, которые боялись хоть на дюйм отступиться от семейных традиций, и понимала, как все это далеко от нее.
В 1971 году Матильда стала ученицей закрытой школы для юных представительниц аристократических семейств. Девочка блестяще училась, занималась спортом, пела в хоре, но никогда не переставала винить родителей за то, что они отдали ее в частное заведение. Строгий распорядок школы запрещал ученикам даже слушать музыку, что было настоящей пыткой для Матильды. Кстати, именно по этой причине актриса не любит «Гарри Поттера» – в романах Роулинг частная школа (пусть и волшебная) чересчур идеализирована.
Вскоре ученица элитной частной школы стала проявлять свободолюбивый характер, нарушала распорядок дня и выступала против строгих правил. Именно в этот период своей жизни Суинтон и сократила своё второе имя до резкого Тильда и даже внесла короткую волнистую черту, тильду, в свою подпись.
Тильда Суинтон в молодости
В этот период к Суинтон пришло четкое осознание – она не красавица. Она привыкла, что окружающие не воспринимают ее как девочку, и перестала считать себя таковой. «Выключила свою сексуальность», – так это описывала впоследствии актриса.
Окончив школу, Тильда стала студенткой колледжа в Эдинбурге. Будучи сторонницей левых идей, в 19 лет она вступила в коммунистическую партию Великобритании, 2 года работала в школах Южной Африки.
Тильда Суинтон обладательница не совсем обычной внешности
Впоследствии Тильда Суинтон не раз бросит вызов стереотипам, впрочем, всегда оставаясь истинной аристократкой и по происхождению и по духу.