Танец свободы и страсти: краткая история и приключения танго

Аргентинское танго

Это именно то, что все для краткости называют просто «танго». Есть три основные, исторически сложившихся, манеры танцевания аргентинского танго, которые опираются на различные объективные базисы.

Милонгеро – стиль танцевания в близком объятии, который уходит корнями в 30-50-е годы 20-го века. Женщины тогда в принципе не учились танцевать и просто приходили на вечеринки развлечься. Соответственно мужчина в танце отвечает за все и, по сути, механически направляет партнершу куда и как ему надо. Сейчас чистое милонгеро, в основном, танцуют либо аргентинские старики, либо фанатики «аутентичности», либо профессионалы, сделавшие это своей фишкой. Если школа четко позиционируется в качестве адептов стиля милонгеро, то на уроках догматизм — «Так положено» наверняка будет преобладать над здравым смыслом — «Так удобно».

Танго салон – это собственно то, что подавляющее большинство людей танцует в качестве аргентинского танго. Если отбросить разные технические нюансы, то в сухом остатке мы получим, что в салоне умело танцуют двое – мужчина не двигает партнершу, а просто предлагает ей основную линию, а женщина ее активно поддерживает или вносит в танец свои идеи. Разные танцоры могут танцевать в открытом или близком объятии, в разной пропорции смешивать мужское лидерство и диалог, использовать или нет определенные элементы, варьировать динамику «ногомаханий» и пр. — это всего лишь вопрос личных предпочтений и привычки.

Начинающим легче всего «продать» танго нуэво, поскольку на видео маэстрос ноги, попы и все остальное летают наиболее эффектно. В реальности, танго нуэво — это просто пограничная область танго салона для опытных танцоров, в которой молодежь ставит эксперименты с биомеханикой, динамикой, геометрией и пластикой движения. Очень прикольно, но нужна солидная танцевальная база. Если школа приглашает начинающих изучать именно танго нуэво, то это как минимум странно – чтобы расширять границы и степени свободы своего танцевания, новичку неплохо бы сперва заиметь, что расширять.

Креольский вальс и милонга — это самостоятельные танцы в танго семействе. Элементная и техническая основа у них та же, что у аргентинского танго, хотя и не без особенностей.  На всех танго вечеринках ди-джеи регулярно ставят блоки легких вальсов и заводных милонг, разбавляя ими музыку танго. В любой школе аргентинского танго вы, в свое время, освоите и эти танцы. Теоретически, нет причин, по которым, например, милонгу нельзя изучать вообще отдельно, как ту же сальсу или линди хоп. Но практически этого никто не предлагает, поскольку в мире просто нет отдельных милонговых вечеринок.

Особняком стоит танго эсценарио или сценическое танго. В общем-то, это тот же танго салон, только заточенный под эстрадные и театральные выступления. Добавлены некоторые профессиональные балетные техники и элементы, сценический гардероб и драматизм в макияже и выражении эмоций, чтобы на все это было веселее смотреть из 23-го ряда. Если вы не собираетесь прямо завтра бросить работу, жену и собаку, и следующие 14 лет каждый час своей жизни посвятить тренировкам, чтобы потом выступать на сцене, то эта форма танго к вам никак не относится.

Всякий выпендреж

Уругвайское танго. Все уругвайское танго сосредоточено в Монтевидео – городе размером с Челябинск или Казань. Сам город находится в 200 километрах от Буэнос Айреса через Рио де ла Плата. Соответственно, все уругвайские танцоры и преподаватели постоянно зависают на хороших аргентинских милонгах. А некая «особость» уругвайского танго – это просто местная фронда вроде:  «А вот у нас в Твери докторская колбаса куда как вкуснее, чем в Москве». Так что никто и нигде в России или на Украине не будет вас учить отдельному уругвайскому танго, равно как русскому, турецкому, французскому  или американскому, потому что это то же самое аргентинское танго.

Финское танго. Финны вообще странный народ. Любят ужасные лакричные тянучки, могут ходить в марте в шлепках, переиначили на свой манер баню и даже просохатили на ровном месте Nokia. Поэтому, не сильно разобравшись в бальном танго, они решили, что это и есть аргентинское танго, и «финализировали» его на свой вкус. Если как следует присмотреться к тому, как именно Аль Пачино пытается сломать спину девушке в «Запахе женщины», то возникает серьезное подозрение, что это таки финское танго. Но если вы не живете в Тампере, то у вас нет поводов для беспокойства за свою спину – вряд ли кто-то в России озадачится преподаванием этого «районированного гибрида».

Канженге. Канженге – это не реальный вид танго, а просто «оккультный гомункул», который стоит в одном ряду с поисками Шамбалы, бразильским культом оришас и пробуждением змея Кундалини. Это современная попытка реставрации того, как могли танцевать танго в самом начале 20-го века. Основаны эти попытки на мифах и легендах «о рождении танго в портовых борделях», передаваемых молодежи стариками-сказителями. А им эти легенды, в их собственной молодости, рассказывали другие «гомеры», которые якобы застали эти безобразия еще в 1917 и отлично все помнят, как будто это было вчера. Учитывая артритные «образцы», возрастное состояние памяти, а также любовь аргентинских пенсионеров приврать с три короба для красоты сюжета, получается китч, почище Тарантино. Многие верят 🙂 

Вижа Уркиса (Villa Urquiza). Просто отдаленный район в Буэнос Айресе, где, по недосмотру властей периода военной хунты, сохранилось достаточно много милонг с непрерывной историей с 30-50-х годов прошлого века. Отсюда ощущение некоторой элитарности и непосредственной причастности к «танго вечности» у их завсегдатаев. Несколько ушлых «танго бизнесменов» завернули «микрорайонные» фишечки в фантик и стали продавать по всему миру как стиль Вижа Уркиса — «единственно верное танго». Это, примерно, как открыть караоке «Истинно Замоскворецкие Распевы» или бойцовскую школу «Настоящее Китайгородское Кунгфу» и брать две цены за «столичную аутентичность, восходящую к временам Ивана Грозного».

Что надо знать перед началом обучения

Для того, чтобы заниматься аргентинским танго в клубе «La Boca» не нужно искать партнера, заранее покупать туфли или изучать терминологию. Все знания вы постепенно получите на занятиях. Улучшить технику помогут мастер-классы маэстро и индивидуальные занятия, но к ним стоит переходить после того, как освоите хотя бы азы танца.

Основа движения в танго — контакт с партнером, чувство баланса и музыка. Сначала вам необходимо понять, что такое объятия в танго, как взаимодействовать в паре. На первых занятиях вы изучите базовые шаги, принципы ведения партнерши и следования за партнером. В клубе «La Boca» многие находят партнеров во время общих занятий.

Вам потребуется хорошая координация и пластичность. Если у вас эти способности недостаточно развиты, они улучшатся в результате занятий. Постепенно вы научитесь слушать музыку, чувствовать партнера и от готовых композиций перейдете к импровизации.

Чтобы понять, какие танцевальные техники вам более близки, приходите к нам в клуб на пробные занятия. Когда можно посещать милонги? Как только вы почувствуете тягу к аргентинскому танго.

Основные термины и определения

Adornos — аккуратные движения ног и фигуры, которые служат украшением танца. Чаще исполняются партнершей.

Аmague — обман, партнер манит даму за собой, но сам идет в другую сторону.

Аrrastre — неожиданная зацепка, стопа смещается скользящим движением по паркету.

Barrida — партнер сдвигает своей ногой ногу партнерши. Выполняется по прямой или по дуге, при этом партнерша вынуждена вращаться на опорной ноге вокруг своей оси.

Base — основные шаги по направлению вперед и в сторону.

Boleo — партнер резко меняет направление движения, при этом нога партнёрши взмахивает вдоль пола или вверх. Бывает низкое и высокое.

Cabeceo — кивок головой, движение глазами — приглашение на танец. Кабесео — элемент игры, красивое вступление в танец еще до выхода партнеров на площадку. В случае отказа позволяет партнерам сохранить достоинство.

Calecita — партнер или партнерша двигается по кругу вокруг своей пары.

Caminada — несколько шагов по линии танца.

Codigos — кодекс поведения на танцевальной милонге.

Corrida — пробежка вперед по линии танца.

Corte — резкая остановка в процессе движения.

Сunita — шаг вперед и возврат назад по принципу качелей.

Dissociation — движение тела танцора, при котором верхняя часть двигается независимо от нижней. Например, сначала происходит скручивание торса, а затем доворачиваются бедра, после смещаются ноги. Движение получается спиральным и через руки передается партнерше.

Equilibrio — баланс, умение удерживать равновесие в статике и в движении

Особенно важно в повороте и во вращении. Баланс бывает собственный и в паре

Embrace — объятие. Положение в паре, когда левая рука партнерши лежит на лопатке партнера или на его руке выше локтя. Партнер правой рукой обнимает партнершу. Контакт может быть близким в области груди, но не мешать движению.

Exhibición — танго-представление, выполненное признанным маэстро на милонге.

Giro — партнер образует центр вращения, а партнерша двигается вокруг него. Движение может быть взаимным.

Lápiz — круговое движение ноги по полу.

Llevada — партнер удерживает ногу партнерши на бедре.

Мordida — «бутерброд», нога одного из партнеров ставится на паркете между ногами другого. Если стопы оказываются перекрещены, то «бутерброд» называется перевернутым.

Miolonga — в первом значении это сам танцевальный вечер. Во втором — стиль музыки для аргентинского танго на коротких шагах. Отличается прерывистым ритмом 2х2, ускоренным темпом.

Ocho — рисунок шагов, напоминающий восьмерку. Получается движение вперед-назад. При этом работает торс и бедра, последовательно разворачиваясь в сторону шага.

Оcho cortado — движение прерывается на середине и продолжается обратно через крест.

Orquesta Tipica — оркестр, включающий контрабас, четыре скрипки и бандонеона, фортепиано.

Parada — партнер останавливает ногу партнерши своей ногой. Удобный момент для использования украшений.

Planeo — партнерша двигается по кругу, одна нога свободна и планирует вдоль пола.

Postura –осанка, положение тела, основа красивой фигуры и правильного движения в паре.

Sacada — наступательное движение, при котором нога партнера вторгается в пространство дамы и вытесняет ее ногу. То же справедливо, если вперед двигается дама для партнера.

Salida — самые простые восемь базовых шагов в танго.

Soltadas — открытая позиция, в которой происходит разрыв объятий.

Tanda — сеты из 3-5 музыкальных композиций на милонге. Между сетами следует Cortinas. Этот перерыв используют для смены партнера. Приглашение традиционно действует не на один танец, а на все tanda (отделение).

Tango Escenario — особый стиль, предназначенный для исполнения на сцене. Отличается от милонги большим количеством акробатических элементов, ярких фигур, поддержек. Может включать элементы других жанров, например, балета или модерна. Сценическое танго адаптируется к условиям сцены, отличается театральностью и далеко от канонов — в нем отсутствует или уменьшена импровизация.

Tango Milonguero — танец в очень близком объятии, характерный для милонги.

Tango Nuevo — танец в открытых или гибких объятиях. Некоторые движения исполняются партнерами на отдалении (colgada), другие — в положении volcada, когда партнерша остается вне оси танца.

Tango Vals — подстиль аргентинского танго, образованный на ритмах вальса. Отличается ритмом 3/4.

Traspié — переводится как «спотыкаться». Одно из украшений, активно используемых на милонгах.

Volcada — партнеры занимают в паре положение, напоминающее перевернутую букву V. При этом партнерша двигается вне оси, а ее вес перенесен на партнера.

Разновидности страсти

За более чем 150-летнюю историю танго модернизировалось, упрощалось и усложнялось, адаптировалось в разных странах и под разный менталитет.

Самое распространенное танго, которому обучают во многих студиях танца, — танго-нуэво, символом которого стала музыка Астора Пьяццоллы. Оно отличается большим количеством шагов, изощренной импровизацией (как и танго-милонгеро), изысканными позами и поддержками. Танго-нуэво требует большого пространства, поэтому его чаще исполняют на различных шоу и соревнованиях и редко — на простых танцплощадках с большим количеством пар.
Существует и финское танго, которое зародилось в 1940-е. Удивительно, но северный народ просто обожает танец страсти. Финны написали для него композицию под названием «Сказочная страна» (Satumaa). Каждый год в Финляндии проводится конкурс танцоров танго, по результатам которого выбираются король и королева этого танцевального направления. Финский танец по-северному нетороплив, в нем нет резких движений и острого накала страстей, при этом он все равно подобен вулкану, который вот-вот проснется.

Самый строгий вид танго — бальный. Такое танго — спортивный танец, который отличается отсутствием импровизации и строгим соответствием своду правил. Мелодия бального танго больше похожа на имперский марш, когда аргентинское танго — мелодично и плавно.
Квир-танго — это особенный вид танца, в котором отсутствуют классические представления о женщине-ведомой и мужчине-ведущем. Он зародился в 1980-х годах в Гамбурге. Основная черта квир-танго — ведущие роли могут меняться в зависимости от желания партнеров, также его могут танцевать однополые пары. На сегодняшний день в Петербурге и Москве есть школы, где учат именно квир-танго.
Наконец, танго, которое исполняется в ритме вальса — это танго-вальс. Это очень романтичная разновидность аргентинского танго. Она возникла на пересечении жанров — классического аргентинского танго с неравномерными шагами и импульсными шагами вальса Криолло, что в переводе с испанского означает «вальс рабочего класса».

Музыка танго

Изначально танго танцевали под ритмы барабана. Позже к ритму ударных добавились флейта, скрипка и гитара. Иногда гитару заменяли на мандолину, добавляли аккордеоны и клавишные. Особенное и всемирно известное звучание музыка танго приобрела благодаря бандонеону — язычковому инструменту из семейства ручных гармоник. Ирония заключается в том, что на этом инструменте, изобретенном в середине XIX века в Германии, исполняли духовные песни во время церковных праздников. А уже в конце XIX века бандонеон был завезен в Аргентину, где вошел в состав танго-оркестров. На сегодняшний день самые известные композиции с участием бандонеона были написаны Астором Пьяццоллой — аргентинским музыкантом, родоначальником стиля танго-нуэво, возникшего в 1980-х годах.

Однако самую известную танго-мелодию написал не Пьяццолла. Вы точно слышали ее в фильме «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро, в сцене, где переодетый женщиной Джек Леммон исполняет танго с ухлестывающим за его героиней миллионером.

Композиция называется «Кумпарсита» (La Cumparsita).

Она была написана в 1916 году Херардо Эрнаном Матосом Родригесом, простым студентом-архитектором. Он даже так увлекся, что бросил архитектурный и полностью посвятил себя музыке, а впоследствии руководил собственным оркестром в Монтевидео, столице Уругвая. У «Кумпарситы» три части, но известна она стала благодаря первой — вступительной. Третья часть примечательна тем, что стала своеобразным переложением музыки Верди из оперы «Трубадур».
В 1924 году к «Кумпарсите» были написаны слова, которые облетели весь западный мир и сделали композицию бешено популярной. Песня называлась Si Supieras, что значит «Если бы ты знала». В песне, конечно, поется о несчастной и томительной любви. Исполнена она была актером Карлосом Гарделем, чья версия до сих пор пользуется невероятной популярностью у латиноамериканцев.

Рождение «танца под звуки барабана»

Само слово «танго» берет начало из диалекта нигерийского народа ибибио, проживающего в Камеруне и Экваториальной Гвинее, и означает «танец под звуки барабана». Есть версии, согласно которым слово tango произошло от латинского глагола tangere, что означает «касаться», или имеет родство с испанским tambor — «барабан».

Если вы думали, что танго — европейское явление, то вы ошибались: танец пришел на улицы Аргентины из африканских сообществ, мигрировавших в Буэнос-Айрес за лучшей жизнью в 1850-х годах. Основа танго — аргентинская милонга с примесью ритуальных движений африканских народностей, немного испанского фламенко и ритуальных танцев индейцев. Когда танго пришло в Европу, к движениям добавились элементы из польской мазурки и немецкого вальса. Кстати, изначально танго — исключительно мужской танец.
Долгое время танго было танцем бедных жителей Аргентины. Его танцевали в кабаках и на городских площадях. Как уже было сказано, милонга — прародительница танго. Она исполняется чуть быстрее, ритмичнее, с линейным продвижением и одним шагом на такт (милонга-лиса). Также милонгой назывались танцевальные вечера, на которых и возникло танго. В Уругвае милонгой называлось «городское пение» — песенный народный фольклор. Танго и милонгу, соединенные воедино, стали называть танго-милонгеро, которое танцуется в столь близком контакте, что партнеры частично опираются друг на друга.
С началом XX века танец проник в Европу и тут же был запрещен из-за вульгарности и аморальности движений. В католическом мире танго было осуждено папой Пием X, а в России с 1914 года действовал запрет на распространение танго в учебных заведениях, который ввел министр народного просвещения Российской империи Лев Кассо.

Оцените статью
ЗА ШУТКИ
Добавить комментарий