Библиотека Пикколомини
Библиотека Пикколомини. | Фото: Herbert Frank / Flickr.
В 1492 году кардинал и архиепископ Сиенский Франческо Тодескини Пикколомини (позднее ставший папой Пием III) поручил пристроить к северной части кафедрального собора библиотеку, в которой он хотел разместить собрание книг своего дяди Энеи Сильвио Пикколомини (папы Пия II).
Однако сюда стоит зайти не столько ради того, чтобы увидеть сами книги (их здесь совсем немного), сколько ради того, чтобы насладиться яркими фресками Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто), написанными им в период с 1503 по 1508 года, которые повествуют о жизни папы Пия II ,
Великолепный цикл из десяти работ начинается с изображения, на котором будущий папа отправляется с посланием в Базель. Далее картины рассказывают о его деятельности в качестве епископа и папы, а заканчивается цикл фреской, рассказывающей о смерти папы в Анконе во время организации крестового похода против турок.
В центре библиотеки можно увидеть скульптурную группу «Три Грации», которая представляет собой копию более ранней эллинистической работы III века.
Адрес: Libreria Piccolomini, Piazza del Duomo, Сиена, Италия.
Дворец Киджи-Сарачини
Дворец Киджи-Сарачини. | Фото: Herbert Frank / Flickr.
Немногие здания могут похвастаться такой богатой «родословной», какая имеется у этого дворца XIII века. Здание было построено по заказу могущественной семьи Пикколомини (самым выдающимся членом которой стал папа Пий II) в эпоху Ренессанса.
Позже, в XVII веке, его выкупила семья Сарацини, а столетие спустя он перешел в собственность семьи Киджи. Сегодня здесь находится Академия музыки имени Киджи, а украшенные произведениями искусства интерьеры позволяют оценить богатство и вкус некогда влиятельных семей Сарацини и Киджи.
Основное внимание привлекает концертный зал, оформленный в стиле рококо, столовая с узорной росписью на стенах и залы, в которых хранятся картины XII-XVIII веков. Среди убранства дворца можно обнаружить старинные музыкальные инструменты, включая фортепиано Листа и старейший из известных клавесинов
Коллекция фотографий известных художников, которые в разное время посещали этот дом, свидетельствуют о хорошем музыкальном вкусе последнего его владельца, Гвидо Киджи Сарачини, который в 1932 году основал в его стенах академию музыки. На стене можно увидеть портреты Артур Рубинштейна, Пьетро Масканьи, Зубины Мехты и Даниэля Баренбойма.
Адрес: Palazzo Chigi Saracini, Via di Città, Сиена, Италия.
Что еще посмотреть в Сиене?
Базилика Святого Франциска (Basilica di San Francesco). Примечательна тем, что хранит в себе «Евхаристическое чудо Сиены»: местная легенда рассказывает историю, как в 1730 г. из церкви были украдены 200 священных просфоров (церковный хлеб), после чего они чудесным образом вновь появились на месте. Служители утверждают, что хлеб до сих пор свежий.
Музей госпиталя Санта-Мария (Complesso museale di Santa Maria). Находится в больнице девятого века для нищих. Здесь можно прикоснуться к мощам святых, побродить по древним лабиринтам, порассматривать фрески художников, а в центре — церковь святейшего Благовещения (Chiesa della Santissima Annunziata).
Ботанический сад (All’Orto de’ Pecci). Здесь можно отдохнуть, понаблюдать за павлинами и посмотреть со стороны на исторический центр. Вход бесплатный.
Базилика святого Доминика
Рекомендовать место
Базилика святого Доминика расположена примерно в 300 метрах к северо-западу от центральной площади города — Кампо. Это одна из главных культовых построек Сиены. Монументальное здание базилики прекрасно видно издалека, а от нее открывается прекрасный вид на собор и другие памятники архитектуры.
История базилики самым тесным образом связана с жизнью святой Екатерины Сиенской, которая прошла большей частью в монастырских стенах. В базилике имеется посвященная святой капелла, в которой хранятся ценные реликвии. Стены базилики святого Доминика сложены из красного кирпича и почти совсем лишены внешнего декора. Эти строгие черты, присущие суровой готической архитектуре, характерны для монашеских орденов, исповедующих аскетизм. В XIV веке была построена колокольня, увенчанная зубцами. После землетрясения в 1793 году она была существенно укорочена.
Базилика Святого Диминика, к сожалению, не имеет главного фасада, который остался только в проекте, войти внутрь можно со стороны северного фасада. Под базиликой расположена готическая крипта, которая в 1935 году была полностью отреставрирована. Сейчас именно в крипте базилики Сан-Доменико совершается большая часть церковных служб, а также проводятся музыкальные концерты. Особенно часто это случается в зимнее время, поскольку внизу температура более комфортна, чем в основной части базилики.
12 Палаццо Салимбени
Палаццо Салимбени
Фасады трех дворцов окружают Пьяцца Салимбени, в готическом дворце 14-го века в центре Салимбени. Сама площадь была дворцовым садом, но в середине 1800-х годов была создана площадь, а Палаццо Салимбени был обновлен до популярного неоготического стиля. Палаццо Салимбени теперь занято головными офисами одного из старейших банков Италии — Монте-деи-Паши-ди-Сиена, основанного в 1472. Его известные коллекции произведений искусства редко бывают открытыми для публики. Справа от Палаццо Салимбени находится Palazzo Spannocchi, построенный архитектором Джулиано да Майано для Амброгио Спаннокки, казначеем папы Пия II. Перед этим элегантным зданием эпохи Возрождения находятся лоджии, добавленные в 1880 году Джузеппе Партини, который создал площадь и отреставрировал Palazzo Salimbeni.
Адрес: Пьяцца Салимбени, Сиена
Музеи
Библиотека Пикколомини
Архиепископ Франческо Тодескини Пикколомини (будущий папа Пий III) в 1492 году повелел пристроить к северной стороне Дуомо библиотеку. В ней он разместил коллекцию рукописей и книг, которую начал собирать еще его дядя, Пий II.
Однако главное достояние библиотеки — не печатное слово, а удивительные фрески Пинтуриккьо, написанные с 1503 по 1508 годы. Это цикл из 10 изображений, повествующих о жизненном пути и деяниях папы Пия III. В центре зала установлена средневековая реплика древнегреческой скульптуры «Три грации».
Комплекс Санта Мария делла Скала
Когда-то Санта Мария делла Скала был самым большим госпиталем в Европе. Здесь принимали странников, помогали бедным и давали приют сиротам. Учреждение существовало на щедрые пожертвования меценатов и деньги, которые выделял муниципалитет.
В наши дни часть комплекса работает как музей:
- На первом этаже и в подвале разместилась археологическая выставка. Экспонаты выставлены вдоль вырытых в земле туннелей.
- На третьем находится внутренний дворик с мраморным фонтаном Фонте Гайа (такой же, но большего размера стоит на площади Пьяцца дель Кампо). Здесь же расположена камерная молельня святой Екатерины.
- Четвертый этаж наиболее интересный. Здесь можно найти церковь XIII века и зал Паломников, полностью расписанный фресками, на которых изображены будни госпиталя.
Городской Музей
Музей занимает первый этаж Палаццо Пубблико. Здесь выставлены оружие, украшения, керамика и скульптуры. Большинство экспонатов относится к XIV-XVI векам.
В зале дель Маппамондо (Комната карты мира) находится циклопических размеров деревянный диск с изображением Сиенской республики. Тут же можно увидеть Маэста (алтарный образ), созданный в 1321 году. Впервые Богоматерь предстает в образе земной женщины с привычными чертами лица и тела. До этого художники придерживались византийской школы живописи, где образ Девы Марии был универсальным и мало отличался на всех фресках.
Рядом находится «Комната Девяти» или «Зала делла Паче». Там с 1292 по 1355 годы заседали правители республики. Стены помещения украшены эпохальными фресками Амброджио Лоренцетти.
Национальная пинакотека
Это крупнейшая художественная галерея в Сиене, открытая в 1932 году. Экспозиция размещается в двух старинных палаццо: Буонсиньори и Бриджиди. Посетителей приглашают осмотреть изысканную коллекцию картин, среди авторов которых такие имена, как Мемми, ди Паоло, Бартолло и другие. Фонды музея регулярно пополняются из частных собраний, благодаря чему в пинакотеке появились шедевры признанных голландских и фламандских мастеров, а также скульптуры XIV-XV столетий.
Здесь хранится огромное количество работ сиенской школы художников. Они значительно отличаются от произведений изобразительного искусства, написанных в соседних городах. Если флорентийские мастера живо отреагировали на новые веяния эпохи Возрождения — светские темы, зарисовки повседневной жизни, максимально натуралистическое изображение людей – то сиенцы остались верными старой византийско-готической манере. Они вдохновлялись исключительно библейскими сюжетами, использовали одни и те же цвета и игнорировали перспективу на картинах.
Музей Дуомо
В этом популярном у туристов музее выставлены произведения искусства и элементы декора Кафедрального собора — главного храма Сиены. Здесь хранятся готические скульптуры Джованни Пизано и мраморное тондо (барельеф) работы Донателло «Мадонна с младенцем».
Главная реликвия — Маэста (двусторонняя икона) кисти Дуччо. На одной стороне изображена Богородица в окружении ангелов, вторая, увы, плохо сохранилась, но на ней можно разглядеть лик Христа.
Достопримечательности исторического центра Сиены
ворота Сан-Марко
Исторический центр Сиены расположен на трёх холмах — Терциях и окружён высокими кирпичными стенами XVI века. В город можно попасть через несколько старинных ворот, расположенных по периметру городской стены. Каждые ворота имеют свои названия: ворота Святого Марка, Римские ворота и т.д..
Римские ворота
Весь исторический центр Сиены, занимающий площадь около одного квадратного километра, представляет собой систему узких, местами не превышающих двух метров шириной, запутанных, круто поднимающихся и опускающихся улиц, по сторонам которых находятся двух-трёхэтажные жилые дома средневековой постройки. Дома стоят вплотную друг к другу, во двор можно попасть только из зданий.
базилика Санта-Мария деи Серви
Историческая часть Сиены разделена на 17 районов (контрад), которые сформировались ещё в XVI веке. Каждый район имеет свой флаг, герб и название: Улитка, Пантера, Лес и т.д. Видимых границ между районами нет. Одно здание может принадлежать сразу к двум контрадам, но понять, в каком районе находишься, несложно, на улицах часто встречаются скульптуры, являющиеся символами определённой контрады. Даже на зданиях можно увидеть барельефы и скульптурные композиции с символом района.
контрада Улитки
контрада Волчицы
контрада Пантеры
В самом центре Сиены находится полукруглая построенная в виде вогнутой раковины площадь Пьяцца-дель-Кампо, центром которой в свою очередь является монументальный дворец Палаццо Публико с высокой башней Торре дель Манджа.
Пьяцца-дель-Кампо
Фасад дворца немного изогнут, и тем самым дворец служит своеобразным фокусом полукруглой площади, к которому сходятся пересекающие вымощенное кирпичом пространство травертиновые лучи. Строительство дворца началось в 1297 г.; он должен был стать резиденцией городского судьи (подеста) и Совета Девяти.
Палаццо Пубблико
Палаццо Пубблико – яркий пример итальянской средневековой архитектуры. Почти каждый из главных его залов расписан фресками, в создании которых принимали участие выдающиеся мастера сиенской школы – Симоне Мартини, братья Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Эти фрески необычны тем, что, во-первых, заказчиками их выступали городские власти, а не церковь или религиозные братства, а во-вторых, написаны они на светские, а не на традиционные для той поры библейские темы.
Сиенский собор
Входящая в ансамбль дворца 102-метровая колокольня Торре дель Манджа (1325–1348), увенчанная своеобразной короной, созданной по рисунку известного живописца Липпо Мемми, долгое время была самой высокой башней Италии (ныне она занимает второе место после башни Торраццо в Кремоне). В 1360 г. на ней были установлены механические часы. У подножия колокольни располагается мраморная лоджия, известная как Капелла ди Пьяцца – часовня, построенная сиенцами по обету в 1352 г. в благодарность Пресвятой Деве за избавление города от чумы.
Кампанилла
Сиена сохранила до наших дней множество выдающихся архитектурных памятников. Но настоящим ее украшением является городской собор Санта-Мария дель Ассунта, или просто Дуомо («Собор») — прекрасный образец итальянской готики. Его строительство восходит к тем временам, когда этот старинный тосканский город находился на вершине могущества и славы, а династия прославленных мастеров Пизано создавала свои лучшие работы.
Сиенский Собор
Рекомендовать место
10
1
Сиенский Собор был построен в 1263 году на месте, где ранее располагался римский каструм. Следует заметить, что само строительство началось почти на полвека ранее — в 1215 году. Ныне Собор является главной церковью Сиенской республики, а также одним из самых колоритных памятников времен итальянской готики.
Западный фасад, оформлением которого занимался талантливый итальянский скульптор и архитектор Джованни Пизано, можно назвать настоящим архитектурным произведением. Строение являет собой завораживающе красивую композицию из барельефов и скульптур самых разных размеров по мотивам исторических и библейских сюжетов. Огромные мозаики украшают верхнюю часть фасада.
Восточный фасад уходит вглубь ниже фундамента, что обусловлено особенностями рельефа. Сюда можно спуститься по белой мраморной лестнице. Барельефы и узоры Восточного фасада также сделаны из разноцветного мрамора.
Не меньшей художественной ценностью обладает и сам интерьер Собора: красочный мозаичный пол, эффектно декорированная кафедра и статуя Иоанна Крестителя работы самого Донателло. Собор является действующим и по сей день, а потому принимает туристов до 17.00, а само посещение стоит 3 евро.
История Сиены
Место, где стоит Сиена, было заселено ещё в этрусскую эпоху (IX-V вв. до н.э.). Римский город Сена-Юлия упоминается впервые около 70 года нашей эры.
По римскому преданию, он основан племянниками Ромула, Сением и Аскием, которые бежали от гнева дяди, убившего их отца Рема, на чёрном и белом конях. Отсюда и цвета на гербе. Очень часто на сиенских улицах встречается изображение волчицы. Опять же — это связь основателей Сиены с Римом.
С XII века Сиена — центр Сиенской республики, процветающего государства.
Здесь очень мощно развивалось банковское дело. В 1240 году открылся университет. На протяжении многих лет соседняя Флоренция старалась подчинить Сиену. В 1260 году сиенцы разгромили войско флорентийцев. И только в 1555 году после долгой осады Флоренция смогла покорить гордый город.
С тех пор ход времени в Сиене остановился, она перестала играть какую-либо роль на политической и культурной сцене, сохранила свой средневековый облик, который сегодня приводит в восторг тысячи гостей города.
Спасибо, что читали. Удачных вам путешествий.
Крипта собора
Крипта собора. | Фото: Holly Hayes / Flickr.
Примечательно, что это сводчатое помещение под хором собора с конца XIV века оставалось заваленным всевозможным строительным мусором – археологи случайно обнаружили росписи на его стенах лишь в 1999 году. Изначально тут располагался вход в собор и исповедальня.
Археологам удалось реставрировать 180 кв. м. живописи в стиле pintura a secco (роспись по сухой штукатурке) XIII века, покрывающую стены, колонны, пилястры, капители и карнизы помещения. К счастью, этому великолепию удалось пережить столетия варварского обращения.
Адрес: Duomo di Siena, Piazza del Duomo, Сиена, Италия.
Общие сведения
Сиена — небольшой город в центре Тосканы — живописного региона, расположенного в Центральной Италии. Является столицей одноимённой провинции. Расположен на трёх холмах в предгорьях Апеннин и окружён полями, оливковыми рощами и виноградниками. Город разделён на 17 районов (контрад), каждый из которых имеет своё название, флаг, герб и цвета.
Из 17 контрад Сиены все, за исключением четырёх (Волна, Раковина, Башня и Лес) символизируют животных и птиц
Таблица: практическая информация
Параметр | Характеристика |
Общая площадь | 118 км² |
Численность населения | 53,9 тыс. человек |
Официальный язык | Итальянский |
Национальная валюта | Евро |
Климат | Умеренный средиземноморский |
Высота над уровнем моря | 322 м |
Часовой пояс | UTC +1, летом +2 |
Краткая история
Согласно легенде, Сиена была основана Сенио и Асканио, сыновьями Рема, однако исторические источники сообщают об этрусском поселении Саина, существовавшем здесь с 900 по 400 г. до н. э. В эпоху римлян, в частности, при императоре Августе, Сиена служила военным форпостом и имела название Саена-Юлия.
В VI веке город был захвачен ломбардами, а чуть позже — франками. После строительства дороги Via Francigena, связавшей Рим с Францией, Сиена превратилась в развитый торговый и культурный центр. В XII веке она стала самоуправляющейся коммуной, после чего долго соперничала с Флоренцией за звание административного центра Тосканы.
Сиена находилась на важном торговом пути из Рима во Францию, что способствовало превращению города в крупный европейский торговый центр
Конец Средневековья ознаменовался для Сиены опустошительной чумой (1348 год), унёсшей жизни более половины местного населения. Но город сумел восстановиться и в настоящее время считается одним из лучших мест в Италии. Исторический центр Сиены является частью наследия ЮНЕСКО и ежегодно привлекает миллионы любителей средневековой архитектуры.
Транспортное сообщение
В Сиене есть собственный аэропорт Ампунаньо, но предназначен он для местных рейсов. Поэтому самым удобным вариантом добраться в город будет авиаперелёт в ближайший международный аэровокзал, расположенный во Флоренции, в 50 км от Сиены. Из Флоренции в Сиену можно доехать разными способами:
- поездом. Итальянские поезда Regionale курсируют каждые полчаса, доставляя пассажиров с главного вокзала Флоренции Firenze S. M. Novella на центральную железнодорожную станцию Сиены на площади Росселли;
- автобусом. Три крупных транспортных компании Tiemme, Autostradale Sita обеспечивают регулярное автобусное сообщение между Флоренцией и Сиеной. Все автобусы прибывают на автовокзал, расположенный в историческом центре города на площади Грамши;
- автомобилем. При наличии международных водительских прав во Флоренции можно арендовать автомобиль. Дорога в Сиену проходит по трассе Кьянтиджана SS 222 или автомагистрали Фиренце SS 2.
Контрада Волчицы
Рекомендовать место
Контра’да — округ или район итальянского города. Семнадцать контрад Сиены получили мировую известность благодаря устраиваемым ими скачкам Сиенский Палио. Каждая сиенская контрада носит имя животного или какого-то объекта, и у каждой имеется богатая история, геральдика и мифология.
Lupa (Волчица)
Расположена на севере города. Обычно обитатели контрады становились пекарями.
Символ контрады — волчица в древней короне, кормящая близнецов Ромула и Рема. Цвета контрады чёрный и белый, отделанные оранжевым. Символ происходит из легенды, согласно которой Сиена была основана Сением, сыном Рема.
В музее Волчицы выставлена фотография Джузеппе Гарибальди, которую он подарил контраде в честь победы в Палио в 1867 году.
Дружественных контрад нет, соперник — Дикобраз.
Церковь святого Петра
Церковь святого Петра.
Эта архаичная романская церковь была построена в XX веке и c XII века использовалась тамплиерами в качестве жилища. После упразднения ордена здание перешло к рыцарям мальтийского ордена. Считается, что свой нынешний фасад церковь обрела в XIII веке.
Тускло освещенный интерьер выглядит довольно сурово, а из немногих украшений можно отметить лишь распятие XV века. К югу от церкви расположены приюты, в которых когда-то отдыхали паломники, странствовавшие по знаменитой Via Francigena или «дороге Франков».
Адрес: S. Pietro alla Magione, Via Camollia, Сиена, Италия.
Что рекомендует путеводитель
Кроме ключевых достопримечательностей, известных на весь мир, в городе есть немало уголков, достойных кисти лучших художников.
К посещению путеводителем рекомендованы:
Национальный археологический музей. Его собрание включает множество артефактов, собранных в черте города. Среди них — римские саркофаги, этрусская керамика, античные скульптуры.
Пинакотека. Крупнейшая галерея города расположена недалеко от Пьяцца дель Кампо. В многочисленных залах располагаются картины мастеров школы живописи позднего Средневековья и эпохи Возрождения
Интерьер отличается прекрасным убранством, имеет важное культурное значение.
Палаццо Пикколомини. Один из самых красивых ренессансных дворцов Тосканы
Он был возведен в 1469 году Нанни Пикколомини, отца Пия III (римского Папы). В настоящее время здание отдано архиву. Здесь хранятся рукописи Данте, Святой Екатерины, обложки расходных книг, которые велись с XIII века.
Сад де Печчи. Здесь культивируют растения, привезенные из разных уголков планеты, а также работает мини-зоопарк. Среди живописных аллей можно ощутить очарование любого времени года.
Энотека Итальяна. Расположена в крепости Медичи (форт Святой Варвары). В древних погребах представлены лучшие вина Пиренейского полуострова. Продегустировать их можно в баре. Публику, которая интересуется виноделием, рады приветствовать на семинарах, выставках, концертных мероприятиях.
Палио. Ежегодные конные соревнования, проходящие 2 июля и 16 августа на центральной площади. Контрады (районы города) выбирают своих представителей, которые соревнуются в умении владеть верховой ездой. В конце объявляется победитель и организуется пиршество с костюмированными шествиями.
Что посмотреть за городом
К югу от Сиены находится город Монтальчино. Знаменитый не только прекрасно сохранившейся старинной частью и брутальной крепостью, но и вином Брунелло Считающимся самым дорогим в Италии: самая простая бутылочка обойдется минимум в 35 евро!
Впрочем, можно приобрести и Россо ди Монтальчино. Ведь это красное сухое стоит приблизительно в 2.5-3 раза дешевле.
Добраться без машины затруднительно. Городишко принадлежит к числу типичных тосканских горных цитаделей, и до сих пор с презрением смотрит на железные дороги. В дневной тур стоит включить и посещение местечка Пиенца. В эпоху Возрождения его превратили буквально в идеальный город, застроив красивыми зданиями. И потому ЮНЕСКО недолго колебался перед включением Пиенцы в список Всемирного наследия.
Еще одной знаковой и известной достопримечательностью неподалеку является Сан-Джиминьяно, также известный как «Город 14 башен». Располагается он примерно на полпути между Сиеной и Флоренцией, если ехать на поезде выходить следует на станции Поджибонси.
Сердцевина Сан-Джиминьяно без значительных изменений сохранилась со времен Борджа. И потому значится обязательным пунктом во всех туристических путеводителях по Италии. Туристов на улочках может быть безмерно много. И, увы, в последние годы сюда приезжает множество автобусов с китайскими туристами.
Будете ездить по Тоскане на авто, обязательно посетите полуразрушенное аббатство Сан-Галгано. Благо оно расположено всего в 35 км юго-западнее Сиены. Еще одно историческое место, аббатство Сант-Антимо, дислоцировано в 50 км южнее. По легенде основал его сам Карл Великий! Монастырь — действующий, сохранилась прекрасная романская церковь.
dik, Eurotraveler.ru
7 San Doménico
San Doménico
Церковь Сан-Доминико, строгое кирпичное здание в цистерцианском готическом стиле, была первоначально построена в 1226 году, но была изменена и увеличена; в 1340 году была возведена венецианская колокольня в стиле, совершенно чуждом цистерцианской архитектуре. В нефе нет проходов, замкнутого прямоугольного хора и удивительно высокого и просторного трансепта, выходящего на пару часовни, примыкающие к хору. Отсутствие украшения усиливает впечатление пространства. Сводчатая часовня с нефа имеет самое раннее известное сходство святой Екатерины Сиенской, фреска Андреа Ванни, написанная около 1400 года.
Cappella di Santa Caterina, на правой стене нефа, содержит два 1525 шедевров Содомы, Экстаз Святой Екатерины а также Освящение святой Екатерины, и 1446 мраморная скиния Джованни ди Стефано с главой святого, который умер и был похоронен в церкви Санта-Мария-сопра Минерва в Риме. На главном алтаре находятся два ангела, держащих канделябры, Бенедетто да Майано. Фрески и настенные росписи Маттео ди Джованни находятся в сторожевых часовнях от хора. Под апсидой Сан-Доминико находится Фонте-Бранда, фонтан, упомянутый в записях еще в 1081 году.
Адрес: Пьяцца Сан Доменико, Сиена