История села Палех
Деревушка располагается в шестидесяти пяти километрах от города Иванова. Посёлок раскинулся на берегу речушки Палешки, которая протекает среди холмов, покрытых лиственными деревьями. История Палеха уходит корнями в глубокую древность. В пятнадцатом веке было частью Владимиро-Суздальских земель.
В 1572 году Иван Грозный распорядился передать деревушку во владения сына Иоанна. Затем поселение перешло к И. Бутурлину, это было своеобразное вознаграждение за участие в битвах против польско-литовского вмешательства в Русь.
В 1963 году в поселение возвели и освятили первую церковь из дерева, нарекли его во имя Воздвижения Креста. В 1774 был построен Крестовоздвиженский храм из камня. Церковь собирали на средства горожан под руководством Егора Дубового.
В конце девятнадцатого века Палех считался небольшим посёлком. Местное население специализировалось на иконописи, резьбе по древесине, вышивке и т.д. В православные праздники в деревушке устраивали ярмарки.
Существует легенда, что иконопись зародилась в Палехе, когда на Русь напали татарские полчища. Люди сбежали в глухие чащи и болотные топи, унося с собой самое драгоценное – лики святых. В это время в обиходе были не огромные образа, а маленькие иконки, которое легко спрятать в карманах. |
Горожане, спасавшиеся от татар, перебрались в Суздаль и Владимир, развив здесь в дальнейшем ремесло иконописи.
Техника росписи
Прежде, чем мастер приступит непосредственно к оформлению деревянного изделия, необходимо его подготовить. Производится наслоение тонких картонных пластин, которые должны придать продукту форму и плотность. Несколько слоев грунта наносятся постепенно. Этот этап завершается шпатлеванием и просушкой.
Шкатулки и коробочки должны быть идеально гладкими и отполированными, чтобы шероховатости не помешали оформлению. Для достижения такого результата используется пемза. С ее помощью затирается каждый миллиметр заготовки.
Внешняя поверхность покрывается черным, а внутренняя часть шкатулки оформляется красным лаком. Для обводки контуров будущего рисунка используется карандаш, а в его основу ложатся белила. Роспись Палех требует применения специальных темперных красок, изготовленных на базе яичных желтков.
Эмульсия интенсивно взбивается с помощью венчика и с добавлением уксуса. В состав вносится красящий пигмент. Получившаяся краска более пластичная и мягкая, она ровно ложиться гладкими мазками. Такого эффекта мастера достигают, добавляя в эмульсию уксусную эссенцию или квас. Поистине, народные промыслы, уникальны и неповторимы!
Рисовать мастера начинают только собственными кистями, которые сделаны из мягкого беличьего меха. Когда все готово, на глазах рождается волшебство. Истинные профессионалы не используют шаблон. Каждый рисунок живой и самобытный.
Для работы мастера применяют лупу или увеличительное стекло, так как детали картинки очень мелкие и требуют тщательной прорисовки. Когда краска высыхает, ее покрывают тонкими слоями лака. Их может насчитываться около десяти
Такая предосторожность не излишняя. Лак закрепляет уникальный рисунок и не дает ему терять насыщенный цвет. Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск
Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск.
Особенности палехской росписи
Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:
- Миниатюрностью, изяществом исполнения;
- Плавностью и мягкостью оттенков;
- Филигранностью и живописностью;
- Наполненностью элементами;
- Точная роспись мелких деталей;
- Многообразием тонов и переходов.
Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.
Элементы палехской росписи
Палех – это роспись, которая имеет свои композиционные особенности. Она отличается тонкой прорисовкой мелких элементов, из которых складывается картинка. Наиболее часто в изделиях мастеров прослеживаются мотивы былин, басен, сказаний, а также сценки из народного быта.
Отличие техники от хохломы или гжели прослеживается в цветовой гамме. Фон зачастую выбирается черный, на нем отчетливо видны мельчайшие детали сюжета. По всему полю сияют золотые элементы. Эта традиция идет из глубины веков. Во время написания икон, этот цвет символизировал близость к солнцу.
К основным особенностям палехского рисунка относятся:
- многослойность в прокраске контуров и создании тени;
- слегка вытянутое изображение фигур персонажей;
- натуралистичность в прорисовке мелких деталей;
- множество выделенных элементов небольшого размера.
Производство изделий народного промысла продолжается в настоящее время. В качестве основы под роспись используется дерево. Удивителен тот факт, что гравюры для оформления классических произведений в книгах также выполнены в запоминающейся палехской технике.
Изготовление палехской миниатюры
Роспись создают на шкатулках, брошках, табакерках и т.д. Папье-маше, на которое наносят миниатюру, делают из картона. Мастер нарезает полоски, обмазывает их мучным клейстером и наклеивает внахлест на болванку из древесины. Затем заготовку зажимают с помощью пресса.
Спустя некоторое время формируются трубки, их внешний в напрямую зависит от типа болванки. «Полуфабрикат» тщательно просушивают, пропитывают льняным маслом и вновь отправляют на просушку при температуре сто двадцать градусов. Далее проводится грунтовка и шлифовка.
Следующим этапом становится нанесение на заготовку трех слоёв чёрного лака. Внутреннюю сторону покрывают масляным лаком с киноварью (красный минерал, в составе которого в основном ртуть и сера).
Перед началом росписи поверхность тщательно обрабатывают пемзой. Затем живописец наносит на заготовку изображение с помощью тонкого и острого карандаша. Художники Палеха сначала пишут белилами, прорисовывая детали композиции, используя «беличью» кисточку. Они отличаются по толщине, причем мастера изготавливают их самостоятельно.
Белила требуются для того, что при дальнейшем покрытии лаком, сквозь не проступали черные «кляксы». На данном этапе разрабатывается цветовая гамма композиции. На светлые участки накладывают больше белил, в несколько слоев. Затем приступают к раскрашиванию. |
Следующая стадия – роспись. По роскраши темным фоном прорисовывают контуры и элементы сюжета. Затем выявляют теневые и световые участки композиции (приплавка). Завершающий этап – окончательная отделка красками объемов нарисованных предметов. Проводится это с помощью линий (пробелы), которые накладывают по определённой схеме, в трехцветной тональности.
Живописцы для создания миниатюр используют яичную темперу
Для этого желток яйца осторожно выливают из скорлупы, предварительно сделав в ней прокол иголкой, и разбавляют уксусом с водой. Полученную эмульсию добавляют в сухой пигмент и тщательно растирают указательным пальцем. Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий)
Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка
Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий). Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка.
Затем аналогичную процедуру проводят на механическом круге, обтянутом плюшем. Окончательная полировка выполняется руками. На поверхность изделия наносят сало и в течение часа растирают его ладошками, смоченными в воде.
Центры русской лаковой миниатюры
В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой росписи храмов. Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.
Цвета росписи
Иконы в технике палехской росписи писали на светло-желтом фоне. Сразу наносили основной цвет, иногда он соответствовал оттенку грунтовки. Если покрытие было левкасо-меловое, то никакой фон не наносили, могли лишь немного позолотить поверхность.
Роспись создавали прямо по грунтовому слою, на котором пигмент ложился легко и воздушно. Покрывали цветом строения, фигуры людей и животных, пейзаж. Использовали при этом мягкие тона, прозрачные. После этого роспись производили темными красками.
Ею выполняли следующие работы:
- Делали контур гор, утесов и уступов.
- Обводили деревья, их стволы и листья.
- Разрисовывали воду. Наносили краски мягкими редкими чертами таким образом, чтобы между линиями можно было нарисовать 2 светлые черточки, образующие волны.
Роспись строений начинали выполнять с их очертаний, а затем переходили к орнаменту.
Чтобы дать изображению объем, делали тень объектов:
- Затемняли части одежды посреди линий складок.
- На горных массивах затемняли уступы и иные их стороны.
- На деревья рисовали тень. Чаще всего ее наносили на концы листьев.
Все это наносилось почти прозрачной темной краской. В современной палехской росписи использовалось большое количество цветов.
«Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.
Подтверждением тому являются следующие работы:
- Фрагмент стенной росписи «Комната Горького» в Ленинградском Дворце пионеров им. А.А. Жданова. Работу выполнил Н.М. Зиновьев, 1936 г.
- «Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.
- «Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова.
«Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова. Все цвета, использовавшиеся в палехской росписи, отличаются яркостью красок, многочисленностью оттенков и их насыщенностью.
Основные цвета в росписи
В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.
https://youtube.com/watch?v=rurFKRxPqHA
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
http://sdelala-sama.ru/rospis/1213-palehskaya-rospis.html
http://schci.ru/palehskaya_rospis.html
Хохлома
Художник: Мила Лосенко
Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:
- На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
- Ее покрывают лаком.
- Три-четыре раза обрабатывают в печи.
Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.
https://youtube.com/watch?v=IQpB3FwRckY
Особенности росписи
Палехская роспись, картинки иконописного плана, создавались несколькими мастерами.
Разделение труда было следующим:
- Столяр делал распил кипарисового пряжа на бруски, из которых затем формировал заготовку под будущую икону.
- Грунтовщик подготавливал поверхность для рисования.
- Художник рисовал картину.
- Позолотчик покрывал золотым покрытием венцы и фон.
- Чеканщик делал чеканку каймы иконы и венца святого.
- Мастер доличного письма рисовал одежду, архитектуру и пейзаж.
- Мастер-личник писал лик святого и иные обнаженные части тела.
- Подпись ставил определенный человек, который давал название иконе.
- Мастер покрывал олифой готовое изображение.
Такое направление требует особого внимания, ведь детализировать рисунок, выделить его миниатюрные черты – задача не простая. Необходимо передать все тонкости персонажей и пейзажа.
Особенности палехской росписи заключаются в ее традиционной технике, которую условно разделяют на следующие группы:
- Композиция с 3 фигурами, которые изображались до плеч.
- Изображение с людьми, изображенными по пояс. Количество фигур – 3 человека.
- Композиция с 3 фигурами людей, изображенных в их полный рост.
- Иконы с описанием жизни святого, который становился эпицентром полотна.
- Полотна с изображением святого, вокруг которого в несколько ярусов писали клейма, внутри которых был заложен сюжет.
- Композиции с 1 сюжетом, меньшей сложности. Размещали их группой в центре либо в несколько рядов.
Во всех иконописных школах есть одна общая черта: принцип построения росписи на плоскости и условность перспективы. Эти характеристики получили свое развитие и в палехской росписи.
Увидеть особенности данного ремесла можно на следующих примерах:
- Миниатюра И. А. Челышева «Метелица». В этой работе хорошо виден характер палехской росписи, а также творческий традиционный метод построения композиции. Работа выполнена на крышке шкатулки и хорошо украшает ее плоскую часть. Все детали органично расположены и четко выражены.
- Миниатюра И. М. Баканова «Пастушок». В этой работе ярко отражено декоративное построение рисунка, несмотря на то, что все дополнительные сцены как будто бы удалены. Зато фигуры животных, жниц и пастушка нарисованы очень правдоподобно.
- Миниатюра И. И. Голикова «Битва». Росписью украшены поверхность шкатулки и ее условный фон. Декоративные элементы выражены особым расположением богатырей по эллипсу на форме прямоугольника. Все композиционные детали тщательно проработаны, из-за чего рисунок смотрится сплошным орнаментальным узором.
Миниатюра И. М. Баканова «Пастушок».
Отличительными чертами палехской росписи также являются:
- Большое число детально прорисованных элементов картины.
- Общий тон живописи – мягкий.
- Многообразие радужных оттенков.
- Светлые, широкие пробелы краской. Оживка резкая и очень тонкая, белого цвета, часто – «в полуперо» золотом.
- Немного вытянутые фигуры персонажей, как в строгановском стиле.
- Горы вписывают с остроконечными лещадками.
- Прокраску теней делают в технике многотональности.
- Точное копирование некоторых элементов. Например, листьев деревьев.
Миниатюра И. И. Голикова «Битва»
Техника палехской росписи усложнена большим количеством деталей в композиции, световыми и теневыми приплавками. Для миниатюрных работ делали эскиз на листе из бумаги, рисуя на нем все самые маленькие подробности. Затем это изображение накалывали иглой.
После, с него делали припорох, из которого создавался угольный отпечаток, по которому в дальнейшем шла роспись. Палехские миниатюры полюбились русским писателям. Поэтому, очень часто их использовали в качестве иллюстраций к произведениям.
Вологодское кружево
Вологда
О ремесле
«Женское замышление» — так называли искусство плести кружево на Руси. Особенно в замышлении преуспели девчата из Вологды. Терпения и усердия им хватало, чтобы обставить всех конкуренток. Кружевоплетение пришло в Россию из Европы в XVI веке. Наши мастерицы модернизировали навыки, на Вологодчине стали плести кружева из льняных нитей и придумали плотную тесьму узора — «вилюшку». Почти у каждого местного помещика была собственная маленькая мануфактура, где трудились кружевницы. Самым известным узором вологодского кружева стала снежинка, в которой могут переплетаться до 100 нитей.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Музей
Музей местного рукоделия находится в помпезном здании бывшего государственного банка. В нем, как ценные бумаги, хранится всё наследие Вологодчины, а также лучшие европейские образцы кружевоплетения с конца XIX и до начала нынешнего века. Коллекцию пополнили экспонаты из местных музеев и частных собраний.
Гжель и хохлома могут попасть под защиту ЮНЕСКО
Минпромторг совместно с Минкультуры готовит предложения для включения российских народных промыслов в список нематериального культурного наследия
Мастер-класс
За одно занятие почти ничему не научишься, кружевоплетению нужно учиться намного дольше. При музее открыли учебные классы для начинающих мастериц. Но если времени нет, прикоснуться к таинству можно двумя способами: наблюдая за искусством кружевниц, или под их чутким руководством перекидывать коклюшки и можжевеловые булавки.
Палехская роспись картинки
Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.
После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.
Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.
У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.
Палехская роспись
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…
Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.
Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.
Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.
Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.
Поставец с росписью в духе «революционных агиток»
Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.
Разделочная доска с палехской росписью. Часы.
В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.
Палехская шкатулка.
В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.
Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.
Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».
Отличительные черты палехской школы :
миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
- узорчатость письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание остроконечных гор;
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур подобно строгановским;
- тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Рабочее место палехского художника:
По материалам интернет-сайтов.