Декор костюма
Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.
Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.
В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.
Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.
Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.
Традиционные повседневные одежды и обувь
Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:
- каждодневная одежда;
- праздничная;
- облачение для обрядов (погребальные, свадебные).
Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.
Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.
Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:
- шубой из овчины;
- отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.
Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.
Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.
Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:
- светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
- свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
- рубашечный воротник – украшался вышивкой;
- тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
- в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.
Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.
Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.
Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.
Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»
УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ
2 класс
Тема: Костюм северных и южных удмуртов.
— Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем изучать национальный костюм удмуртов, а именно рассмотрим, как одевались южные и северные удмурты, выясним, есть ли в их одежде сходства и различия.
На предыдущих уроках мы говорили, что в одежде удмуртов выделяются два основных варианта — северный
июжный :
- северо-удмуртский
(нижнечепецкий, верхнечепецкий);
- южно-удмуртский
(собственно южный, бавлинский, арский).
Женский костюм северной удмуртки
представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов
Как вы думаете, почему? (Для ответа на этот вопрос внимательно рассмотрите карту, обратите внимание на расположение соседних регионов относительно Удмуртии)
По крою, способу оформления, одежда северных удмуртов делится на две группы: верхнечепецкую и нижнечепецкую (слободской и косинский вариант).
Летняя одежда северных удмурток состоит из:
- распашного кафтана (шортдэрем),
- рубахи (дэрем).
- фартук без грудки (азькышет)
- аппликативный нагрудник (муресазь).
Верхнечепецкий костюм
Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов — Глазовский и частично Сарапульскийуезды Вятской губернии, нынеЯрский, Глазовский, Балезинский,Игринский, Красногорский,Юкаменский,
Дебесский районы УР.
Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликативный нагрудник.
Нижнечепецкий костюмный комплекс
состоит из
- рубахи
- кафтана.
Косинский вариант
Манера ношения своеобразна — с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова — напуск.
Комплекс одежды Слободского района Кировской области
состоит израспашного кафтана ирубахи . Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок. Носят одежду без напуска.
Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем — длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.
Одежда южных удмуртов
В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (алача);
по покрою она отличалась от северных районов. Здесьрубаха была значительно шире в подоле. Рукава — прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник — стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носиланагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.
Под рубахой удмуртки южных районов носили штаны
, по покрою аналогичные мужскому варианту. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.
Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник(айшет, азъкышет). У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан(зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами.
Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу(пасъ) из дубленых овчин.
Задание:
1.
Прочитайте внимательно текст и рассмотрите иллюстрации и фото северных и южных удмуртов.
2.
Устно определите, в чём их сходство и различие.
3.
На листах раскраски (см. ниже) рассмотрите костюмы, выберите нужные цвета и аккуратно раскрасьте их.
4.
На обратной стороне каждого листа раскраски дайте небольшой комментарий о костюме.
Традиционные цвета и способы декора
Национальные цвета Удмуртии, которые преобладают в одежде и повторяют цвета национальных знаков, – черный, красный, белый.
Черный – символ плодородной земли и стабильности, красный символизирует солнце и жизнь, а белый – непоколебимость нравственности и мыслей, поступков.
У удмуртов северной принадлежности в одежде преобладают именно эти цвета. В южной части население использовало более широкую цветовую гамму. Преобладали красный, зеленый и коричневый оттенки.
Трехцветный узор (красное, черное и белое) называют аутентичным северным и сегодня.
В день свадьбы невеста-удмуртка надевала белоснежное традиционное платье. Для того чтобы наряд буквально сиял белизной, ткань для него несколько раз выдерживали на морозе.
Жители Удмуртии щедро декорировали одежду вышитым орнаментом. Наиболее распространенные и любимые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты.
Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например:
- рог барана;
- крылья утки;
- глаз голубя.
У женщин нижнюю часть платья украшали широким оборчатым элементом. На праздничных нагрудниках обязательно был вышита звезда с восемью кончиками.
В северной традиции подол и рукава женской рубахи были украшены красной узорчатой строчкой. У незамужних девушек вместо вышитого орнамента были полосы или ситец красного цвета. Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами.
Какие фасоны в традиции?
Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.
В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.
Особенности формирования различий в женской одежде:
- принадлежность к северным или южным народам;
- семейный статус;
- возраст.
Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.
Презентация и творческий проект «Кукла в национальном костюме удмуртов»
Выбранный для просмотра документ кула в удмур костюме (по щелчку).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Женская одежда Северный костюмный комплекс Распашной кафтан (шортдэрем), рубаха (дэрем), фартук без грудки (азькышет) и аппликативный наг- рудник (муресазь), вышитый нагрудник (кабачи)
Южный костюмный комплекс Южно-удмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, Южная удмуртка в праздничном костюме
Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая монетами.
Удмуртский народный костюм.
Расчёт материалов и денежных затрат 15 рублей
Выбранный для просмотра документ удмуртский костюм.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Люкская средняя общеобразовательная школа».
«Кукла в национальном костюмеудмуртов Наговицына Татьяна Владимировна,
Требования к изделию……………………стр.8
Выбор лучшей идеи………………………стр.8
Расчет материалов и денежных затрат….стр.8
Технология изготовления фартука………стр.8
Мы на уроке технологии изготовили куклу из лоскутков ткани. Сшили красивый русский сарафан. Я его украсила вышивкой. А потом решила сшить национальный костюм. Раз я живу в Удмуртии, то решила выбрать удмуртский, но некоторые девочки выбрали его же. И я решила поискать, что-то нарядное, праздничное из национального костюма удмуртов. Я обратилась к литературе, и мне очень понравился фартук и повязка на голову, украшенная монетами (коньдон). И я решила сшить для своей куклы праздничный удмуртский наряд.
Можно купить, но где найдёшь костюм по размерам моей куколки, такой какой нужен для моей не найдёшь. Я его решила сшить сама.
Цель:
Сделать красивую куклу и сшить ей удмуртский костюм.
— найти красивый фасон фартука, ткань для него,
— изучить источники по данной теме,
— подобрать необходимые аксессуары к костюму.
Гипотеза:
Моя кукла будет самой красивой
Я решила узнать, из чего состоит удмуртский национальный костюм и посмотрела в интернете, сходила в школьный музей, посмотрела в книжках из библиотеки.
Народный костюм удмуртов
немного различается между собой и имеет два направления северное и южное. Удмуртский национальный костюм состоит из длинной холщовой рубахи, поверх которой одевается распашной кафтан с короткими рукавами, из которого видны богато украшенные рукава рубахи. Обязательным дополнением служит передник без грудки, отделанный кружевом и тесьмой. Вышитый шёлком нагрудник одевается на грудь замужним женщинам. Иногда его отделывают пуговицами и монетами. Женский костюм северной удмуртки состоит из тунико- образной рубахи (дэрем), съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или плетёной опояски и передника без грудки (азькышет). Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации исполнения бывает праздничным, обрядовым и повседневным. Свадебный кабачи украшает орнамент с восьми-лучевой звёздочкой (толэзь). Одежда шьётся из белого льняного холста и украшается вышивкой красного цвета. На голову надевается налобная повязка и, поверх неё, белый платок с кумачовой оторочкой. Традиционная одежда южной удмуртки шьётся из пестряди. Платье имеет трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет./1/
Источник
Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм
Екатерина Сергеевна Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм
Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».
Немного истории
Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.
Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)
. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик
Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой
С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.
Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.
Дидактическая игра «Куклы в народных костюмах» Четыре года назад в нашем ДОУ была тема «Русская народная культура». И к этой теме я решила. Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы на тему «Куклы в народных костюмах» Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.
Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.
Новый костюм для куклы Доброго времени суток,уважаемые маамовцы! Давненько меня здесь не было. Исправляюсь,-выкладываю новый аутфит для куклы, сшитый довольно-таки. Выступление педагогов на экологическую тему. Модное дефиле в костюмах из бросового материала. Выступление педагогов на «Экологическом серпантине» Запев педагог поет сольно, а припев все вместе, пока педагог идет по подиуму, демонстрируя.
Источник
Современный мужской, женский, детский костюмы
Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами. Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.
Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах. Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель
Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин
Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.
История и особенности
Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.
Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.
Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.
Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.
В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.
Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.
Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.
Аксессуары
Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.
Основную массу декоративных украшений составляли:
- русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
- ожерелья из раковин или бусин;
- ожерелье из серебра или монет (монисто);
- украшенные орнаментом металлические браслеты;
- бисерные цепочки.
Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).
Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).
Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.
Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.
Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.
Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.
Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:
- геометрические формы (использовались для оберегов);
- изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
- изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).
Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.
Обычаи удмуртов
Культура народа сочетала в себе традиции северной Руси, а также татар, которые располагались по соседству и в значительной мере воздействовали на обычаи этногруппы. Однако основные компоненты остались аутентичными и уникальными в своем роде.
Быт
Поселения народности долгое время состояли из бускелей — вокруг большого дома выстраивали жилища новые семьи этого же рода. Таким образом сохранялась общность и взаимовыручка, ведь вся работа также делилась между членами семьи. Сама же «ячейка» состояла из небольшого количества людей, в жилище родителей молодые долго не задерживались. Впрочем, все равно все постройки были частью одной усадьбы.
Местечки, где проживают удмурты, называли гурт, а типичную избу — корка. Она мало отличалась от тех, что строили на Руси, только сени оставались холодными.
Из-за развития общинного строя в гуртах долгое время не появлялись улицы, и только с принятием закона в 19 веке, планировка все же была проведена. После этого родственники стали соседями и продолжили строить дома недалеко друг от друга. |
Одежда
Относительно одежды, традиции сочетали в себе и русскую рубаху косоворотку и татарский камзол с разнообразной вышивкой. Цвета отличались в зависимости от географического распределения. На юге в быту использовали пестрые узоры, разнообразные оттенки, а на праздники облачались в белое. На севере же в светлом ходили ежедневно.
Классическим убранством у женщин считались:
- нательную рубаху с прямыми рукавами;
- красный нагрудник;
- расшитый халат, в южных областях камзол;
- опояску или фартук;
- узорные чулки или вязаные носки;
- зимой валенки, а летом лапти.
Головной убор создавался из гибкой бересты. Каркас покрывался холстом, обшивался бисером, разноцветной нитью или монетами. Также носили налобные повязки, полотенца в виде чалмы.
Мужчина же выглядел почти как славянин:
- синие штаны в белую полоску;
- косоворотка с поясом;
- жилет;
- обувь, как и у женщин, за исключением сапог;
- на голову надевали валяные или меховые шапки (овчина).
Жители севера старались украсить свое облачение разноцветным бисером, вышивкой с сакральным узором, а на юге эту роль играли монеты с отверстиями. Орнамент создавался на белом фоне, а цвет нитей преимущественно был красным, черным, коричневым.
Праздники
Кроме ритуальных обрядом, народ совершал также календарные торжества. Отмечали на них, как и все, отход холодной зимы, плодородие летнего периода, весной молили богов об урожае, а осенью благодарили. Стоит отметить, что Новый год наступал с началом периода возделывания земли.
На сегодняшний день сохранились некоторые праздники, которые проходят сейчас в виде этнических фестивалей:
- Вой или Войдыр — отмечается уход зимы, у славян это Масленица;
- Акашка — знаменует явление весны и новой жизни, с приходом христианства этот день совпадает с Пасхой;
- Гырон быдтон — радость от завершения периода подготовки земли и посевов;
- Гербер — празднуется самый длинный день в году, также назван Петров день, у славян — Ивана Купала.
Культура
На формирование традиций, обычаев и искусства удмуртов повлияло множество племен, проживающих на их территории:
- иранцы;
- угорцы;
- татары;
- славяне.
В фольклоре оставили след представления о мироздании и христианские, и исламские и языческие верования. К тому же, эти понятия были неразрывно связаны — поэзию, хореографию, музыку и философию не отделяли от жизненно важных вещей — ритуалов, заговоров, обрядов.
Особенное место занимали обрядовые песни. В каждом регионе они отличались по мелодии и конечно же текстам. Нередко напев переходил в причитания, так как его целью было выражение смысла, а не художественной нагрузки
В труде и повседневных делах народ также пел — здесь важно было создать системный ритм, помогающий выполнять работу степенно и эффективно
Существовали и праздничные танцы — весь гурт собирался в большой хоровод и неспешно выполнял простейшие движения под музыку. Развили парные танцы, а также вдвоем и вчетвером, которые также были частью ритуала.
Народная игрушка
Краткое описание и зарисовки удмуртских игрушек впервые сделаны в конце XIX в. удмуртским собирателем Г.Е. Верещагиным. Упоминания о некоторых игрушках вошли в сборник по играм и развлечениям удмуртов.
Куклы удмуртов разнообразны по конструкции их основы. Ареалы распространения разных видов игрушек соответствуют территории расселения локальных групп удмуртов. Различия игрушек выражаются в их пропорциях, конструкции каркаса, выборе тканей и оформлении одежды. Основа куклы могла состоять из щепки, крестовины, палки цилиндрической формы, закрутки из ткани, раздвоенной ветки или ствола сосны с несколькими расходящимися сучками.
Куклы обычно не имели лица. Лишь в поздней традиции стали изображать брови, глаза и нос (брови рисовали карандашом или углём).
В конце 1930–х гг., несмотря на широкое распространение промышленных игрушек, у удмуртов отмечалось почти полное отсутствие покупных игрушек.
Вероятнее всего, прообразом всех игровых кукол были ритуальные антропоморфные куклы, используемые в различных обрядовых и ритуальных действиях. До сегодняшнего дня, среди бесермян, распространено применение антропоморфных кукол в знахарской практике.
Анализ имеющихся полевых этнографических материалов, связанных с бытовавшей у удмуртов текстильной игрушкой, свидетельствует о наличии влияния русской традиции на удмуртскую. Вместе с тем, ряд особенностей удмуртской традиции, выражающейся в конструкции, выборе материала, оформлении, технологии изготовления игрушек, придают им своеобразие и этническую специфику.
В последнее время изготовлением текстильных игрушек в русской традиции успешно занимаются ведущие методисты ряда муниципальных Домов ремёсел, специализирующихся на возрождении и сохранении русской культуры.
В настоящее время в Удмуртии специалистами по текстильной игрушке являются: Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Н. П. Ложкина и Ю. А. Макарова (Шарканский район), Т. П. Пчельникова (Селтинский район), Л. П. Щинова (Якшур-Бодьинский район), О. Г. Загумёнова (Дебёсский район).
Северный костюмный комплекс[править]
Костюм северной удмуртки
Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.
Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.
Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).
Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .
Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.
Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.
Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .
Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .
Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .