Слухи и домыслы
В 1920-х годах в разных кругах начали появляться предположения о том, что Брики могут быть причастны к спецслужбам. Некоторые утверждали, что сами слышали, как Лиля говорила в салоне, что Осип ходит в ЧК. Вскоре появились и более страшные слухи – теперь в квартире происходят встречи чекистов и писателей. Для посторонних вход туда закрыт. Появление в салоне начальника ОГПУ Агранова уже не было неожиданностью. Некоторые даже приписывали ему близкие отношения с хозяйкой салона. Майя Плисецкая в своих воспоминаниях писала, что Лиля была любовницей чекиста.
В годы перестройки были найдены записи о том, что удостоверения были у обоих Бриков. Но Осип получил его в 1920 году, а в 1924-м уже был освобожден от службы. Лиле выдали в 1922 году, что вероятнее всего было нужно для скорейшего оформления визы. Тем не менее о лояльности самого Маяковского к ЧК сомневаться не приходится – он посвятил чекистам немало стихов.
Лиля Брик — биография
Лиля Брик — представительница советской творческой интеллигенции. Она обладала сложным характером и была противоречивой личностью.
Несмотря на довольно скромные внешние данные женщина привлекала пристальное внимание к своей персоне. Она обладала притягательным и даже несколько дьявольским обаянием
Хорошо известен факт, когда к девушке сватался родной дядя, которого молодая особа покорила.
Брик владела одним из наиболее крупных художественных салонов. Она много времени проводила в общении с представителями мира искусства и наиболее известными творческими людьми двадцатого века.
Именно широкий круг приятелей и его специфика позволили женщине в свое время познакомиться с Владимиром Маяковским. Их отношения были сложными и в то же самое время странными.
Чего стоит любовный треугольник между поэтом-возлюбленным, Брик и официальным мужем, которому биографы и просто обыватели посвятили немало внимания при жизни, а затем и после смерти женщины.
Кроме прочего, Лиля Брик занималась изданием мемуаров. А после трагической кончины поэта Маяковского, организовала музей его имени, чтобы увековечить память творческого человека и облегчить свою совесть. Поскольку считала, что она была причиной самоубийства литератора.
Личная жизнь
Огромное количество увлечений Лилии Брик переросли в три официальных брака. Кроме Осипа Брика, она выходила замуж за Виталия Примакова, бывшего в годы Гражданской войны командиром Червонного казачества и расстрелянного вместе с другими военачальниками в 1937 году. Последним супругом Брик был Василий Катанян, литературовед, писатель, издатель трудов и биограф В. Маяковского. Правда, сама Лилия добавляла к ним еще и великого поэта. Однажды она скажет: «Я всегда любила одного — одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю».
В 1978 году Лилия Брик получила тяжелую для своего возраста травму — перелом шейки бедра, которая приковала ее к постели. Чтобы не быть обузой для мужа, она приняла большую дозу снотворного, ставшую смертельной. За несколько дней до гибели Брик записала в своем дневнике, что ей во сне явился Маяковский, которого она ругала за самоубийство, а он в ответ протянул пистолет со словами: «Сама то же самое сделаешь». Она скончалась 4 августа 1978 года. После смерти Лилия Юрьевна была кремирована, а ее прах был развеян недалеко от Звенигорода.
Дальнейшая жизнь
После смерти поэта Лиля в тот же год вышла замуж за военного Виталия Примакова. С ним она тоже постоянно жила на чемоданах. 5 лет они колесили по стране, пока Примакову не выдали квартиру в Ленинграде. Туда же вскоре переехал Осип с любовницей Соколовой. Теперь это была семья из четырех человек. Но в 1936 году Виталия арестовали по подозрению в заговоре, а в 1937-м расстреляли. Осип подложил на время покинуть город. Лиля уехала в Ялту с Василием Катаняном. Его жена была подругой Брик и часто бывала в их салоне. Поэтому она прекрасно знала, что ее ожидает в будущем – странные семейные отношения. Женщина решительно отвергала такое положение дел и дала свободу супругу. С Василием Лиля прожила в браке 40 лет.
Творческая деятельность
После появления в жизни Брик Маяковского она познакомилась со многими представителями культурной богемы — М. Горьким, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и многими другими.
В конце 20-х годов Лилия Юрьевна обращается к кинематографу — работала ассистентом во время съемок фильма «Еврей и земля» и стала соавтором сценария картины «Стеклянный глаз». Также она занялась переводами немецких авторов и издательскими делами Маяковского. Авторству Брик принадлежит несколько литературных теоретических трудов, к примеру, о творчестве Ф. Достоевского. Увлечение скульптурой вылилось в создание любительских произведений, посвященных В. Маяковскому, О. Брику, В. Катаняну.
В 60-е годы ее квартира на Кутузовском была хорошо известна как центр культурной жизни, альтернативной официальной идеологии. Среди ее знакомых были звезды первой величины — М. Плисецкая, Р. Щедрин, Л. Утесов, Ф. Раневская, Р.Зеленая, Л. Орлова, А. Миронов и многие другие.
Смерть поэта
В 1925 году между Маяковским и Лилей прекратились близкие отношения. Он по-прежнему любил ее больше жизни, но уже крутил романы с молоденькими девушками на стороне. Успел даже стать отцом. Лилия ревновала его, но жить вместе они уже не могли. Пять лет длился безумный марафон в жизни поэта – любовницы сменяли друг друга, а он продолжал сходить с ума по своей единственной музе.
В 1930 году Брики уехали в путешествие по Европе и общались со своим другом с помощью телеграмм. Отвечал он редко, что выводило из себя Лилю. Последнюю телеграмму она отправила перед отъездом на родину, и в тот же день поэт застрелился. Супруги спешно прибыли домой и успели на похороны. После смерти поэта им достались рукописи поэта и небольшая денежная сумма.
В 1933 году Лиля решила создать библиотеку в доме поэта. За помощью она обратилась к Сталину, который очень благоволил советскому попутчику. Началось активное внедрение Маяковского в жизнь народа. Его стихи включили в школьную программу, его именем назвали площадь, открыли библиотеку и всячески поощряли все, что связано с его именем. Только благодаря его популярности у Сталина Лилия избежала расстрела в то время, когда шла массовая зачистка. Генсек лично отдал приказ не трогать жену Маяковского.
Маяковский
В 1913 году произошло знакомство поэта с Эльзой – младшей сестрой Лили. Девушка пришла в гости к старым знакомым и там увидела необычайно высоко и нескладного поэта в черной блузе из бархата. Он не привлекал к себе внимания, пока не начал читать «Бунт вещей». Гости переключились на этого странного парня, и вечером Маяковский уже пошел провожать Эльзу домой. Девушке в то время было всего 17 лет. Они стали встречаться, и он познакомился с ее родителями. В это время Лиля с мужем были в постоянных разъездах. Два года поэт ухаживал за Эльзой. Этот факт очень заинтересовал всех, кто изучал биографию Маяковского. За такое продолжительное время он не написал ни единой строчки о своей девушке. Хотя славился тем, что любил посвящать стихи и поэмы близким или просто понравившимся людям.
Лиля и Примаков
В 1930 году Лиля стала женой военачальника Виталия Примакова. Он занимал высокие должности, постоянно бывал в командировках, служил в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ленинграде. Лиля повсюду сопровождала мужа, училась быть генеральской женой: эффектно сидела в седле, научилась стрелять из нагана. На радостях от выбитой мишени она писала полные гордости письма Осипу.
Лиля Брик. Фото Александра Родченко
В браке с Примаковым Лиля нашла то, чего ей не хватало в её прошлой жизни — чувство уверенности в завтрашнем дне, но чувство это оказалось ложным.
В 1937 году Примаков был арестован по «делу Тухачевского». В расстрельных списках оказалась и сама Лиля.
Неожиданное наследство
К 1930 году литературный салон Бриков остался единственным в Москве, значительная часть его посетителей являлись штатными или внештатными сотрудниками ОГПУ. В годы перестройки выяснилось, что Брики также были чекистами. Осипу Максимовичу принадлежало удостоверение ГПУ № 24541, а Лиле — № 15073. Некоторые исследователи жизни Лили Брик утверждают, что это была вынужденная мера и желание сохранить имеющиеся привилегии. Но факт остается фактом.
По-видимому, связи с ОГПУ помогли Лиле добиться, чтобы ее признали женой великого поэта и передали 50 % прав на его наследие (остальные передали матери и сестрам Маяковского). При этом актриса Вероника Полонская, сожительствовавшая с поэтом в течение последнего года, вообще оказалась как бы ни при чем.
Лиле Брик удалось стать полноправной владелицей всего архива поэта, а также получить права на его жилплощадь в Москве. Она стала директором его дома-музея, а также долгие годы получала отчисления от публикаций произведений Маяковского. Но главное, ей передали кольцо поэта с выгравированными на нем буквами Л.Ю.Б., на котором можно было отчетливо прочитать слово «ЛЮБЛЮ».
Смерть
В 86 лет Лилия сломала шейку бедра и, чтобы не мучиться самой и не быть в тягость окружающим, покончила жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу снотворного. Это случилось 4 августа 1978 года.
Прах Брик развеяли под Звенигородом (село Бушарино, Одинцовский район Московской области), а на месте совершения обряда прощания установили могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.» (Лилия Юрьевна Брик). Эти же три буквы Маяковский выгравировал на кольце, с которым муза авангарда не расставалась ни на секунду.
Лиля Брик в старости
Стоит отметить, что за два года до трагедии Брик уже пыталась совершить самоубийство. Правда, тогда ее попытка уйти из жизни больше напоминала отрепетированный спектакль. «Скорая», прибывшая в день премьеры на представление, обнаружила на столе прощальную записку, в которой Лиля просила никого не винить в ее смерти. После душещипательных речей была подпись и название препарата, который она приняла, чтобы покинуть этот бренный мир. В тот день врачи в буквальном смысле вытащили Брик с того света, промыв ей желудок и назначив постельный режим.
Гарсон и другие эксперименты с прической
От природы у Лили были густые волосы: в гимназии она жаловалась, что от тяжести косы болит голова. Она постоянно экспериментировала с прическами и в записках мягко склоняла к этому Маяковского: «Как ты причесан? Целую в твою наодеколоненную макушку». В 1920-е Брик едва ли не первой в Москве обрезала свои мягкие кудри и сделала модную стрижку гарсон. Лиля носила разные варианты стрижки: классический «чарльстон» с широкими лентами или шляпками клош, «шингл» с выбритым затылком, радикальный «Итон» с приглаженными бриллиантином волосами и челкой, причудливо уложенной на лоб. Тут уж в ход шли брюки, галстуки и джемперы.
В 1966 году Лиля писала сестре Эльзе Триоле во Францию: «Только что ушел от меня парикмахер, и волосы стали красивые. Первые дней десять причесываюсь на пробор. Сзади — новая прическа: 2/3 волос заплетены в косу и сложены вдвое, остающиеся делают петлю и висят поверх косы. Все это заколото большой кожаной английской булавкой, удобно и хорошо держится». Лиля дружила с Ротшильдами, представителями знаменитой банковской династии, и эту новую омолаживающую прическу с косой и петлей она переняла у модницы Полины, жены Филиппа Ротшильда: «Скажи Полине, что я собезьянничала ее прическу, — писала она сестре. — Мне к лицу, хоть и не по возрасту. Я такая и в театр хожу».
С годами Лиля Юрьевна поменяла золотистый цвет волос на экстравагантный огненно-рыжий, а красный маникюр на «серебро перламутра». Театральный критик Юрий Тюрин рассказывал про сильное впечатление от встречи с семидесятилетней Лилей в театре: серый шелковый костюм, серые шелковые сапожки, расшитые искусственным жемчугом, бриллианты на пальцах, серебристые ногти, полный вечерний макияж, огненные волосы, уложенные в косу. «Черными угольями сверкали ведьминским пламенем глаза. <…> Я заглянул в их омутовую бездонность, я понял, что таких женщин не бросают, а становятся их рабами до конца жизни, до гробовой доски».
Духи перед кремацией
В семнадцать лет у Лили появились на всю жизнь любимые Rue de la Paix от Guerlain: цветочный аромат с нотами тополиных почек и медовой пыльцы. Маяковский привозил ей Houbigant: Mon Boudoir, придуманный в 1919 году легендарным Робером Бьенэме, и позабытый сейчас Inconnu (утеряна даже формула). В 1945 году сестра Эльза прислала Лиле эпатажную новинку, Jicky от Guerlain, а в 1947-м она полюбила Bandit от Robert Piguet — почти мужской запах подчеркивал ее оригинальность и независимость.
Фото: Флакон духов Guerlain «Rue de la Paix Rue» и Bandit от Robert Piguet
И были в ее жизни одни совершенно особенные духи, Opium от Yves Saint Laurent, подарок самого Ива. Opium запустили в производство в 1977 году, Ив считал, что его новые духи про женскую сексуальную свободу и власть над мужчинами и что они идеально выражают личность Лили Юрьевны. Он подарил ей Opium одной из первых. Лиле было 85 лет, ей оставался год… Этими духами Лилю и надушили в самый последний раз, перед кремацией. «Инна причесала ее, сделала макияж, я — маникюр, подушили ее „Опиумом“, обули в золотые сандалии», — записал в дневник последний муж Лилички Василий Катанян.
Прах Лили развеяли в подмосковном поле, поклонники привезли туда огромный валун, точку ее красивой жизни, выбили буквы «Л.Ю.Б.» — такие, выгравированные на кольце Маяковского, соединялись в бесконечное «люблю».
Фото обложки: А. Бохман, Лиля Брик, 1921. Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images./ Д. Ауксманн. Лиля Брик. Петроград. 1916. Getty Images.
Детство и юность
Лилия Брик появилась на свет 11 ноября 1891 года по новому стилю. Она родилась в городе Москва, тогда еще Российской Империи. Настоящая фамилия — Каган. Хотя большую часть жизни ее знали именно под второй, которую женщина взяла после официального замужества.
Девушка происходила из еврейской семьи. Отца звали Урий (Юрий) Каган. Он был уважаемым и известным человеком. Служил адвокатом, защищал права этнического меньшинства в городе.
Кроме того, работал при местном внешнеполитическом ведомстве в качестве юрисконсульта. Помогал прибывающим творческим людям решать правовые и финансовые вопросы.
В свободное от трудовой активности время посещал литературный кружок, будучи его постоянным и давним членом.
В центре в белой шляпе — Лиля, слева от нее — родители, 1906 г.
Мать звали Елена Берман (после замужества — Каган). Она также была человеком творческим. В свои годы поступила в московскую консерваторию. Но из-за бурного развития личной жизни, замужества и рождения дочерей, закончить музыкальное образование так и не смогла. Хотя отлично играла на фортепиано.
Кроме того, интересовалась поэзией и частенько устраивала литературные вечера у себя дома.
В 1899 году через некоторое время после рождения первой дочери, на свет появилась младшая в семье. Ее назвали Эльза.
Эльза и Лили Брик в детстве
Начальное образование Лиля Брик получала дома. Силами частных преподавателей. Кроме того, мать учила ее играть на фортепиано. Благодаря стараниям наставников, она знала несколько иностранных языков. Свободно говорила на немецком и французском.
Спустя пару лет от начала занятий, девушку приняли в женскую гимназию. Она попала сразу в 5-й класс. Брик отличалась обширными знаниями и умением учиться.
Преподаватели неоднократно отмечали ее талант к точным наукам. Советовали родителям развивать математические умения своей дочери.
Интересно, что другие предметы давались девушке довольно трудно. К тому же, она совершенно не любила учиться. Хотя отлично справлялась.
Возможно, именно в этом и был основной корень проблемы. Формальное образование наводило на девушку тоску.
Фото: Лиля Брик в молодости
Затем начался сложный период поиска призвания и своего места в жизни. После окончания гимназии, девушка отправилась поступать на математическое отделение Высших женских курсов.
Однако очень скоро интерес к точным наукам сменился страстью к искусству. Следующим этапом стала учеба в архитектурном институте, где Лиля Брик осваивала основы скульптуры и живописи.
Освоением творческих дисциплин она занималась до 1911 года. А затем продолжила образование в Мюнхене.
Cоболезнования
«Лиля Юрьевна — самая замечательная из женщин, с которыми меня сталкивала судьба». Сергей Параджанов, режиссер
«Она значительна не блеском ума или красоты (в общепринятом смысле), но истраченными на нее страстями, поэтическим даром, отчаянием». Лидия Гинзбург, литературовед, писатель
«Лиля Юрьевна была во всех отношениях очень притягательной женщиной. Она превосходно знала и разбиралась в поэзии, была широко эрудированной, всегда в курсе культурных событий, не только наших. Она была блестящей и внимательной собеседницей, остроумной и острой, и при всем этом удивительно обаятельной. И еще одно ее качество, которое привлекало к ней людей: она умела быть внимательной к людям и по мере возможности всегда им помогала». Инна Генс, искусствовед, жена пасынка Лили Брик
Рыжий и синий
В 1926 году поэт Владимир Маяковский получил новую квартиру и сразу же прописал к себе Лилю Брик и ее мужа Осипа. Отделкой занималась Лиля, и она распорядилась выкрасить стены своей комнаты в цвет неразбавленной синьки — самый выгодный фон для ее рыжих волос, белой кожи и карих глаз.
Фото: Лиля Брик и Владимир Маяковский, Ялта, 1926. Apic/Getty Images
На фоне синих стен сияли золотые волосы, кожа казалось еще белее, на бледном лице горели глаза, которые Маяковский обессмертил в поэме «Хорошо»: «круглые да карие, горячие до гари». Абажур в столовой она обмотала прозрачной фиолетовой тканью и опускала его низко над столом, когда после ужина гости начинали играть в карты. В фиолетовом свете абажура все смотрели только на ее руки: ухоженные, белые, с безупречным красным маникюром. Лиля надевала рыжее платье с фестонами, брала на руки рыжего котенка… Маяковский привез ей из Мексики коробку разноцветных гавайских сигарет. Москва еще не видала такого аксессуара, и все ахали, когда Лиля надевала фиолетовое платье и закуривала фиолетовую сигарету.
В этих декорациях поэт сходил с ума от любви и ревности: «…я по мановению твоего пальчика сажусь дома реветь два месяца, а по мановению другого срываюсь, даже не зная, что думаешь, и, бросив все, мчусь». «Если буду совсем тряпка — вытрите мною пыль с вашей лестницы».
«Троцкий, Луначарский, Сталин… Все они пошли у Бриков на поводу»
— Каким образом Лиле Брик удалось прожить так долго в это тяжелое время, когда многие из тех, кого она знала, гибли, уезжали из страны? Какие отношения у нее были с официальной советской властью?
— Удивительно, а удалось. Тут немаловажную роль сыграла ее сестра, эмигрантка и писательница Эльза Триоле, которая была замужем за знаменитым французским поэтом-коммунистом Луи Арагоном. Это был ценный для советского правительства агент влияния. С другой стороны, Лиля здесь отчасти играла роль заложницы. Отношения с властью были сложные. Близкие и антагонистические одновременно — все зависело от эпохи. Впрочем, с власть имущими, как и с мужчинами, Лиля Брик общалась запросто — даже не допуская мысли, что те могут остаться непокоренными. И ведь покорялись. Троцкий, Луначарский, Сталин… Все они пошли у Бриков на поводу. С Сусловым, уже при Хрущеве и Брежневе — нашла коса на камень. Развернулась целая антибриковская кампания, в которой определенную роль сыграл и советский антисемитизм. Но обо всем об этом я подробно пишу в книге.
Фото lime.energy
— Расскажите о ней как о законодательнице мод. Каким был ее стиль и чем поражал современников?
— О Лиле Брик-моднице в книге целая глава. Она знала толк в одежде, духах и косметике, прекрасно разбиралась в брендах, чуть ли первая из женщин в Москве носила брюки, в молодости дружила с советскими дизайнерами Ламановой и Поповой, в старости — с Ивом Сен-Лораном. Конечно, у нее было гораздо больше возможностей, чем у других советских женщин — она регулярно получала из Парижа чулки со стрелками и сказочный парфюм. Но и в голодные годы военного коммунизма проявляла буйную фантазию — конструировала наряды из бархатных портьер и узбекских набоек. А ее головокружительное и очень современное «голое платье» попало в объектив Александра Родченко и украсило обложку моей книги.
Косметичка Лили: карандашики, румяна и «моя пудра»
«Спасибо за духи и карандашики. Если будешь слать еще, то Parfum Inconnu», — благодаря переписке Лили с Маяковским и ее сестрой Эльзой, живущей в Париже, мы знаем о ее предпочтениях в макияже и парфюмерии.
Фото: Л. Ю. Брик. Рисунок В. Маяковского. 1916./ Румяна Institut de Beauté, 1930-е.
Лиля Юрьевна следила за модой и в годы романа с Маяковским делала актуальный тогда флэпперский макияж: темные брови, винные губы сердечком или «луком Купидона», смоки, глаза обведены темным карандашом. В те годы Лиля любила дорогие карандаши для глаз Haubigant. Они есть в знаменитом шопинг-списке, который она составила Маяковскому перед его поездкой в Европу: «Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз…» В этом списке значатся и две коробки пудры Arax. Эльзу она просила прислать четыре коробки «моей пудры» телесного цвета, три губных карандаша Ritz и румяна Institut de Beauté.
Мода и русский авангард
Лиля была не только одной из самых скандальных фигур советской действительности, но и иконой стиля. Интерес к миру моды был страстью, которой она жила. Это Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи и ржавое золото волос. Это Брик одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили мешковатую продукцию фабрики «Большевичка». Это Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле, являясь второй после жены французского посла женщиной-водителем в столице.
Лиля Брик и Эльза Триоле
С Францией Лилю связывал брак сестры: Эльза Триоле после замужества жила в Париже и постоянно высылала в Россию платья, сшитые на заказ французскими портнихами, модные аксессуары, шелковое белье и духи. Любимая женщина Маяковского обожала «Guerlain». Лиля знала толк в ароматах: в последний путь ее проводили, окутав волной дурманящего «Опиума» от «Yves Saint Laurent».
Кстати, с именитым французским модельером Лиля Брик случайно познакомилась в Шереметьево в 84 года
Ожидая посадки на парижский рейс, Ив Сен-Лоран в толпе неказистых женщин обратил внимание на стильную незнакомку в зеленой шубке от Диора. Знакомство переросло в тесную дружбу
Лиля Брик на рекламном плакате
В гардеробе Лили появились наряды, сконструированные мэтром мировой моды именно для нее: блузы с рукавами буфф, брюки из фиолетового бархата, серебряно-синий казакин, пальто из бордового сукна. А в честь 85-летия доброй приятельницы кутюрье устроил обед в парижском ресторане, для которого сшил Лиле Юрьевне шикарное платье из бархата и тафты.
Женщина пристально следила за тенденциями моды и постоянно обновляла гардероб. Лиля не боялась экспериментов с одеждой и внешностью, сама придумывала наряды и всегда попадала в яблочко. Она ненавидела скуку и пошлость, поэтому ее нарды отличались смелостью. Яркая от природы, барышня любила блестящие ткани и геометрические рисунки, горизонтальную асимметрию, шлейф, фестоны.
Лиля и Маяковский
Первая встреча поэта и девушки состоялась в 1915 году. На один из творческих вечеров сестра Эльза привела известного литератора, который славился злободневными произведениями и прямотой повествования.
Сестры Лиля Брик и Эльза Триоле
На тот момент поэт и сестра девушки находились в любовной связи. В первую встречу Маяковский не произвел на Лилю Брик никакого впечатления. Он был высок, худощав, грубо сложен, отличался развязным и даже хамоватым поведением, резкой манерой общения.
Словом, был полной противоположностью супругу Осипу, к которому женщина относилась очень тепло.
Следующая встреча поэта и владелицы салона произошла чуть позже. На одном из вечеров Маяковский прочел свою поэму «Облако в штанах». Все присутствующие были под впечатлением от произведения.
Но больше прочих творчеством литератора прониклась Лиля Брик, которая очень скоро пересмотрела свое отношение к Маяковскому и его поэзии. Стала одной из его сподвижниц. И не только.
Женщина увлеклась поэтом настолько, что их отношения быстро переросли в любовный треугольник с участием самой Брик, ее супруга Осипа и поэта Маяковского.
Интересно, что официальный муж женщины не стал устраивать скандалов и выяснять отношения. Он отнесся с пониманием к выбору своей супруги.
В результате пара пришла к соглашению. Каждый мог жить собственной жизнью, не обременяя себя обязательствами. При этом брак было решено пока не расторгать.
Маяковскому такое положение вещей категорически не нравилось. Он не желал делить свою избранницу с другими.
Но обстоятельства вынудили поэта смириться с решением спутницы. А затем он и вовсе подружился с супругом Лили Брик.
Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский
Большую роль в развитии отношений двух соперников сыграла помощь Осипа.
Поэму «Облако в штанах» не хотел издавать никто. Судьба произведения висела на волоске. В благородном порыве супруг Лили оплатил выпуск поэмы из собственного кармана.
Отношения между участниками треугольника были довольно странными. Брик признавалась, что любит и Маяковского, и своего официального мужа. Но к одному относится как к родственной душе и питает платонические чувства. А к другому — как к возлюбленному.
В. Маяковский и О. Брик, фото 1923 г.
Брик была прогрессивной женщиной, особенно в плане внешности. Она следила за мировой модой. Хорошо одевалась, пользовалась любой возможностью достать наряды. Обладала изысканным и тонким вкусом.
Именно под влиянием Лили Брик Маяковский превратился в эталон стиля. Она была не только возлюбленной, но и стилистом, имиджмейкером поэта.
Слева направо: Тамизи Найто, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского, 1920-е
Лиля Юрьевна вдохновляла литератора на новые творческие свершения. Несмотря на то, что к моменту знакомства с владелицей Петроградского салона он уже был известен в широких кругах, в поэзии прослеживается четкое влияние женщины.
Маяковский много и часто творил. Посвящал произведения Лиле Брик, что ей весьма льстило. Когда же стало известно, что свои стихотворения и поэмы мужчина адресует не ей одной, отношения дали трещину. А затем и вовсе прервались на минорной ноте. Примерно в 1925 году долгий роман завершился.
А в 1930 Владимир Маяковский покончил с собой. Это событие стало шоком и большой неожиданностью для всех. Однако сильнее прочих оно потрясло Лилю Брик.
Долгие годы вперед женщина чувствовала свою вину за случившееся. Чтобы хоть как-то успокоить совесть, она приняла решение организовать музей имени Маяковского, дабы увековечить память поэта.
На фото: Лиля Брик с любимой собакой Маяковского Булькой, 1930 г.
Революция
Первые годы жизнь молодой советской республики была трудной. Маяковский с Осипом работали не покладая рук. На время поэзию пришлось отодвинуть на второй план. Маяковский трудился в Окнах сатиры Роста, сочиняя агитационные памфлеты. Это давало хоть какой-то заработок, хотя денег все равно не хватало. Новая экономическая политика принесла эпоху перемен. Жить стало немного легче. Мужчины стали неплохо зарабатывать. Лиля покупала необходимые вещи, красивые мелочи, сняли дачу в Пушкине. Там они гуляли, собирали грибы, Маяковский много сочинял и не был таким ревнивым, как раньше.
Поэт продолжал страстно любить Лилю, не стеснялся проявлений нежности на публике, называя ее «лисенок», «деточка», «кисик», в письмах подписывался всегда одинаково — «твой щенок», пририсовывая смешную лопоухую собаку. Будучи заграницей Маяковский не скупясь тратил на Бриков все свои деньги, покупая шубки, воротнички, шляпки для Лили и для Оси. Лиля любила жить с размахом, баловать себя дорогими вещами, ела она только в ресторанах, не утруждая себя готовкой. В своей квартире Брик устроила, ставший известным на весь город литературный салон, который посещали самые видные литераторы того времени — М. Горький, Б. Пастернак и другие. Но в центре внимания были Брик и Маяковский. Талант молодого поэта привлек в салон цвет творческой Москвы. Ходили даже упорные слухи, что семейство Брик имело связи с ОГПУ. Одним из постоянных гостей салона Брик был Яков Агранов — работник НКВД — следователь по делам интеллигенции. Борис Пастернак сказал, что «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции». Лилю стали бояться. Шло время, чувства ее стали угасать. На глазах у Брика и Маяковского Лиля заводит один роман за другим. Брик предельно спокоен, Маяковский — взбешен. Маяковский стал вести себя, как ревнивый муж, стараясь ни на минуту не выпускать Лилю из поля зрения — следил, поджидал у подъезда, ругался и умолял, но Лиля настаивала на свободных отношениях. Для Маяковского такая жизнь была невыносимой — он требовал Лилю целиком.
Осенью 1921 года женщина уехала в Ригу по издательским делам. “Напиши честно. Тебе не легче живется иногда без меня? Ты никогда не бываешь рад, что я уехала? Никто не мучает, не капризничает, не треплет твои и без того трепатые нервы», — пишет Маяковскому Лиля. И получает ответ: «Честно сообщаю тебе, что ни на одну секунду не чувствовал я себе без тебя лучше, чем с тобой. Ни одну секунду я не радовался, что ты уехала, ежедневно ужаснейше горевал об этом. К сожалению никто не капризничает. Ради христа приезжай поскорей, покапризничай».
В это время до Лили доходят нелицеприятные слухи о том, что происходит с Маяковским пока она в отъезде. Якобы поэт ведет разгульную жизнь и волочится за барышнями. «Через две недели я буду в Москве и сделаю по отношению к тебе вид, что я ни о чем не знаю. Но требую: чтобы все, что мне может не понравиться, было абсолютно ликвидировано», — пишет ему Лиля. «…Конечно, я не буду хвастаться, что живу, как затворник. Хожу и в гости и в театры и гуляю и провожаю, но у меня нет никакого романа. Никакие мои отношения не выходят из пределов балдежа…».
У самой Лили в тот период был роман с работником наркомата иностранных дел Михаилом Альтером. Она ненавидела условности и привычки и считала, что можно любить кого угодно, когда и где угодно. «Я была Володиной женой — изменяла ему также, как он изменял мне», — позже напишет Лиля.
Ты
Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.
(«Люблю»).
Союз с Маяковским
Первое знакомство поэта с семьей Брик состоялось отнюдь не с Лилей. Еще до встречи с ней он находился в отношениях с ее младшей сестрой Эльзой Триопе, впоследствии ставшей известной поэтессой. Их роман продолжался два года и мог длиться еще дольше, если бы не та роковая встреча. В июле 1915 года Эльза решила познакомить Маяковского с родителями и пригласила к себе в дом, где была и Лилия. Увидев прекрасную незнакомку, поэт влюбился с первого взгляда и даже прочитал ей еще неопубликованную поэму «Облако в штанах». Несмотря на такой поворот событий, Эльза сохранит с Владимиром хорошие отношения до конца его дней.
Роман Брик и Маяковского развивался стремительно. Попав в любовные сети, поэт ухаживал бурно и страстно. Он был в восторге от воспитанной и начитанной девушки, которая превосходила, по его мнению, в этом плане даже самого Бурлюка. У нее как раз в это время наступил кризис в отношениях с мужем, о котором позже Лиля скажет: «Наша личная жизнь как-то расползлась». Вскоре их встречи стали проходить каждый день, и они стали практически неразлучны. Маяковский даже переехал на Надеждинскую улицу, чтобы быть поближе к любимой. В отличие от экспрессивного поэта, Брик всегда умела держать дистанцию, не поддаваясь на безумные эмоции. Она долго называла его на «вы» и запрещала распространяться о свиданиях.
Вскоре Маяковский станет частью семьи Бриков, и они будут жить втроем. О роли каждого в этом любовном треугольнике всегда возникало много вопросов. Ответить на них пыталась сама Лилия, характеризуя Осипа как любимого ей человека «больше чем брата, мужа и сына». Очевидно, что он оказался со временем в странной роли при очень независимой и характерной супруге. Скорее всего, на этом примере мы можем наблюдать взаимоотношения трех не очень счастливых людей. Осип Брик не любил свою супругу, а она не испытывала взаимной страсти к Маяковскому.
Брик никогда не хотела иметь детей — ни от Осипа, ни от Маяковского. Позднее она говорила, что не хотела подвергать своего ребенка мучениям, которые испытывала сама. Зато к чужим детям она всегда относилась с особым трепетом.
Интересно, что даже в этот период странной семейной жизни Брик удавалось заводить отношения на стороне. К примеру, в 1922 году она увлеклась А. Краснощековым, работавшим в нескольких советских госструктурах.
Биография Лили Брик
Лиля Брик появилась на свет 30 октября (11 ноября) 1891 года в Москве. Она росла и воспитывалась в еврейской семье. Ее отец, Урий Александрович, работал юристом, защищая права евреев в Москве. Мать, Елена Юльевна, обучалась в консерватории, но закончить ее так и не смогла по причине раннего замужества. У нее была младшая сестра Эльза.
Родители обеспечили дочерям прекрасное домашнее образование, наняв для них гувернантку. В результате, уже в детские годы биографии девочки свободно говорили на русском, французском и немецком языках, а также играли на пианино и принимали участие в творческих вечерах, которые проходили в их доме.
Со временем Лилю отдали в гимназию, где у нее проявились хорошие способности к математике. В 16-летнем возрасте она поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Однако в скором времени, девушка потеряла интерес к науке.
Вместо этого Брик увлеклась искусством, вследствие чего бросила курсы и поступила в Московский архитектурный институт. Здесь она осваивала основы скульптуры и живописи. Позднее она продолжила учиться скульптуре в Германии.
Личная жизнь
Терпкое обаяние Лили завораживало мужчин, а шлейф ее природной сексуальности притягивал и будоражил кровь. Брик знала секреты обольщения и умело ими пользовалась. Когда Лиле было семнадцать, в нее влюбился родной дядя и начал настойчиво требовать руки племянницы. Родители от греха подальше отправили дочь к бабушке.
Чтобы чем-то занять чадо, они наняли для Лили учителя, который обучал ее игре на фортепиано, от которого юное дарование в скором времени забеременело. Чтобы избежать огласки, аборт сделали в провинциальной клинике. Прошедшая неудачно операция навсегда лишила Лилю возможности познать прелести материнства.
Осип Брик и Лиля Брик
Хотя сама муза авангарда считала институт семьи и брака пережитком прошлого, с которым нужно бороться, в ее жизни было три официальных брака. Первым мужем барышни стал Осип Брик. Их свадьба состоялась в марте 1912 года. Молодые люди обвенчались по еврейскому обряду, но не в синагоге, а дома. Родители Лили были счастливы, что дочь, демонстрирующая свой необузданный любовный темперамент с тринадцати лет, наконец-то образумилась.
Если родители Лили были счастливы браку дочери, то родители Осипа переживали насчет союза сына с ветреной девушкой. Дабы уберечь родных от нервных срывов, Осипу приходилось писать им длинные письма. Супружеское счастье влюбленных продолжалось до того, как в 1915 году идиллию их супружеской жизни разрушил Маяковский.
Лиля Брик и Сергей Параджанов
Сразу после смерти Владимира Владимировича Лиля развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за Виталия Примакова. Когда того расстреляли, Лиля вступила в брак с литературоведом, изучавшим жизнь и творчество Маяковского – Василием Катаняном. Брик увела Катаняна из семьи и прожила с ним около сорока лет.