Архитектура Кёльнского собора
Фундамент храма закладывался по подобию «новых» французских соборов. В конструкции наземной части здания использовались усиливающие пилястры и заостренные арочные своды, зрительно устремляющие строение ввысь. Все это должно было вызывать чувство благоговения перед Всевышним и Царствием небесным.
Северный фасад, Мария Чахнашвили
Автором грандиозного проекта стал архитектор Герхард фон Риле. В качестве образца он выбрал готический собор Амьенской Богоматери, до сих пор превосходящий все аналогичные храмы Франции. По легенде, мастер заключил сделку с дьяволом, отдав свою душу за предложенные чертежи и помощь в строительстве. Сроком окончания работ назначили три года, а момент расплаты — крик первого петуха. Спастись семье от нечистой силы помогла жена Герхарда, прокукарекавшая на рассвете раньше отведенного природой времени. Сегодня на фасаде можно увидеть каменное изваяние дьявола.
Экстерьер Кёльнского собора богато украшен сотнями скульптур и барельефов, резным камнем и многоступенчатыми порталами и проемами. Его ажурные шпили и башенки приводят в восторг и одновременно вызывают недоумение. Каждый из фасадов примечателен по-своему, поэтому прежде чем зайти внутрь, рекомендуется не спеша прогуляться вокруг храма.
- Высота Кёльнского собора — более 157 м.
- Общая длина — почти 145 м.
- Общая ширина — более 86 м.
- Площадь собора — почти 8000 кв. м.
- Площадь окон — около 10 тысяч кв. м.
- Ступеней к вершине башни — 533.
- Ежедневное число посетителей — 20–30 тысяч.
Восточный фасад, Мария Чахнашвили
Кёльнский собор в 21-м веке
Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства. Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна — лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.
Вид на собор с востока
Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».
Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро, выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете. Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.
Фрагмент крыши
По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.
Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.
Фрагмент витража собора
Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.
Кёльнский собор — строительство и длинная история
Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году. Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Фасад собор
Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана. Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции. Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.
Южный портал собора
Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет. За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.
Западный фасад собора
Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?
Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей: мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.
Открытка с репродукцией картины Яна ван дер Гейдена «Улица в Кельне».
В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.
В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.
Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.
Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?
Фото 19 века. Собор в Кёльне, Германия
11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.
Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.
Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.
Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.
Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.
К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.
Как попасть
Не нужно платить за вход, но осмотр башен и выход на смотровую площадку стоит 4 евро. Приготовьтесь, часто бывают очереди на вход.
Проблем с тем, как добраться до собора не должно возникнуть. Он хорошо заметен из многих мест по городу. Если гуляете, то точно рано или поздно выйдете к нему.
Станция автобуса прямо рядом — называется Dom/Hbf. Из аэропорта Кельн-Бонн, доезжаете до станции «Köln Hbf» за 15 минут. Так что даже, если у вас пересадка через Кельн, можно быстро прокатиться и посмотреть на главную достопримечательность города.
Веб-сайт: koelner-dom.de.
С Вами была я, Наталья Глухова, желаю удачного дня!
Святыни и реликвии Кёльнского собора
В двухметровом золотом саркофаге хранится Рака трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлием – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. На стенках Раки, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, – евангельские сцены. Центральная сцена – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.
На высоком резном пьедестале – скульптура Миланская Мадонна (Богоматерь), привезенная Кёльнским архиепископом из Милана. Грациозно и изящно Мадонна держит на руках дитя – Господа. Складки одеяния Мадонны нисходят от плеч до самых ног. Шелковые разноцветные одежды оттеняют прелесть молодой женщины, с нежностью и любовью взирающей на свое чадо.
Крест Геро – двухметровый дубовый крест, подарок собору архиепископа Геро, посланника императора Отто I. Сохраненный до наших дней в первозданном виде, крест-свидетель смерти Спасителя – впечатляет реализмом изображения.
Картина распятого на дубовом кресте Иисуса с безжизненным телом и скорбно наклоненной головой в терновом венце так убедительна, что при взгляде на нее захватывает дух. Распятие окружает алтарь с колоннами и лучеобразным венком.
В подземном помещении собора – религиозные реликвии. На освещенных витринах – церемониальные кресты, священные жезлы и мечи дохристианской эпохи, украшенные драгоценностями.
Несколько залов вмещают старинные книги, коллекции позолоченных и серебряных кубков. Поражает великолепие церковных одежд, парчовые рясы вышиты драгоценными камнями. Здесь же – летописи и древние свитки, повествующие о жизни святых.
Ратуша
Основная светская достопримечательность Кёльна находится всего в 300 м от главного храма города. Основное здание Kölner Rathaus (справа на фотографии) было построено в XIV в., а 61-метровая башня – в XV. Парадный вход в стиле барокко в здание Ратуши был сооружён последним – во второй половине XVI в. Он выполнен в форме двухэтажного портала.
Ратуша
Башня Ратуши украшена множеством фигур из песчаника, не отличающегося долголетием. Статуи, количество которых изменялось на протяжении столетий, неоднократно заменялись на новые. Во время последней реставрации конца XX в. на пяти этажах башни были установлены 124 статуи, изображающие:
- на первом – монархов и Римских пап;
- на втором – четвёртом – знаменитых горожан в хронологической последовательности соответственно VIII–XVII, XVII–XIX и XIX–XX вв.;
- на пятом – святых и покровителей города.
Башня Ратуши
Реконструкция XIX в. несколько исказила первоначальный замысел строителей Ратуши. В ходе послевоенного восстановления эти искажения были устранены. Уже после войны на башне был установлен карильон с 45 бронзовыми колоколами. Ежедневно в 9, 12, 15 и 18 часов исполняется одна из знакомых каждому горожанину 24 мелодий.
Среди внутренних помещений Ратуши выделяется Hansasaal. В нём когда-то собравшиеся в Кёльне представители 57 ганзейских городов сформировали коалицию против датского короля. В подвалах основного здания Ратуши обнаружены фрагменты фундамента римского дворца Преториум. Туристы могут посетить действующую Ратушу и подняться на башню по средам в 15 часов, в рамках бесплатных экскурсий.
Ратуша расположена на одноимённой площади Rathausplatz, находящейся между станциями метро Dom/Hauptbahnhof и Heumarkt. Ближе всего проехать на метро U5 до станции Rathaus.
Кельнский собор внутри и мои впечатления
Красивые и древние витражи на окнах, которые удалось спасти во время бомбардировок.
Кстати, о бомбардировках. Уж не знаю, правда или нет, но собор сознательно не бомбили во время второй мировой войны, потому что он служил отличным ориентиром. Весь город был практически снесен с лица земли, а Кельнский собор стоял.
Не сильна в религиозных достопримечательностях, но, наверное, это тоже что-то важное
А вот и главная реликвия Кёльнского собора — мощи трех волхвов (Каспар, Бальтазар и Мельхиор), которые первыми увидели Младенца Христа.
Тут же неподалеку тетеньки ведут реставрационные работы.
Можно спуститься в крипту, но для меня там не было ничего интересного.
Возле указателя на крипту неплохо бы задрать голову и обратить внимание на потолок
Много людей толпились возле этих реликвий, слева распятие Геро — 2-метровый крест из дуба.
Хотя Кельнский собор и огромный, внутри я провела немного времени, минут 15. То ли я была не в духе, то ли так и есть — но собор не зацепил. Вот, бывает, заходишь в старинную церковь или другой большой собор и ахаешь, а тут такого не случилось.
Другая полезная информация. Напротив входа в собор расположен туристический информационный центр. На площади и прилегающих территориях есть бесплатный вай-фай.
Немного побродив туда-сюда, я отправилась в Музей Людвига, который находится практически за углом. Но об этом в следующий раз.
Сейчас в Кельн можно слетать очень дешево, если воспользоваться услугами а/к Победа. Проверьте цены на билеты из вашего города!
Кельнский собор в Кельне — краткая информация
Одна из самых значительных достопримечательностей Кёльна — его Собор Kölner Dom . Это сама высокая в мире церковь с двумя одинаковыми башнями и третья среди прочих. Высота собора составляет 157,4 м.
В соборе хранится древняя реликвия — останки трех Святых Волхвов. Сначала для них построили красивый ларец, а позже, в 1248 году, начали строить и собор.
Кельнский собор построен в готическом стиле и является одним из самых узнаваемых в мире. Действительно, снаружи это грандиозное и внушительное сооружение, для того чтобы просто обойти вокруг него потребуется ни одна минута.
Не буду вдаваться в исторические подробности, кому интересно — найдет их в Википедии.
Собор расположен в непосредственной близости от главного железнодорожного вокзала Кёльна. Это первое строение, в которое упирается взгляд при выходе на улицу. Вокруг многолюдно и шумно.
Кельнский Собор внутри тоже огромный, кстати, я уже писала, в какое время лучше посещать собор:
лучше идти в следующие промежутки 10:00-11:30, 12:55-17:30, 19:30-21:00 – в это время нет месс, можно спокойно осмотреть весь собор; с 12:00-12:55 проходит большая месса во всем соборе, когда перекрыт практически весь Собор; в остальные промежутки — локальные мессы и частичные перекрытия.
История храма вкратце
Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.
Зачем понадобился новый храм
Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.
В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.
Как всё начиналось
Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).
В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.
Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).
Второй этап строительных работ
В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.
Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».
В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.
Годы Второй мировой войны и послевоенный период
Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.
Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.
До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.
Время до сегодняшних дней
Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.
С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.
Общая информация
Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.
Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:
- высота наибольшей башни достигает 157,18 м;
- длина храма – 144,58 м;
- ширина храма – 86,25 м;
- количество колоколов – 11, при этом крупнейший из них «Decke Pitter»;
- площадь собора составляет около 7914 кв. м;
- масса камня, использованного при строительстве – около 300 тысяч тонн;
- ежегодное содержание обходится в 10 миллионов евро.
Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.
Телебашня Колониус
Телевизионно-радиовещательная вышка достигает в высоту 266 метров (по шпилю) и считается высочайшим объектом в городе и седьмым в списке самых высоких сооружений Германии. Ее строительство пришлось на 1978-1981 годы, а архитектором стал Эрвин Хайнле. Необычное для немецкой речи название башня получила в честь своего города, произносимого на римский манер «Colonia Claudia Ara Agrippinensium».
Башня Колониус располагается на улице nnere Kanalstraße, маршрут которой повторяет изгибы бывшей городской стены.
До 1994 года смотровая площадка и ресторан телебашни были доступны для туристических посещений, но после несчастного случая во время новогоднего празднования властями города было принято решении о запрете входа для посторонних лиц. Теперь полюбоваться на телебашню можно только издали, но увиденное того стоит.
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». | Фото: wikimedia.
Еще 80 лет назад на этом месте стояла церковь Святого Колумбы – прекрасный позднеготический собор. Во время Второй мировой войны храму не удалось избежать участи многих других исторических зданий. Но его решили не восстанавливать, а возвести на руинах современное сооружение, где сегодня располагается музей кельнской архиепархии, именуемый музеем Колумбы.
За разработку этого проекта взялся обладатель Притцкеровской премии архитектор Петер Цумтор. Согласно его задумке, чтобы попасть в художественные галереи, вам предстоит пройти через руины разрушенной в результате бомбардировки церкви, что само по себе является жутким опытом.
Выставленные в музее Колумбы работы иллюстрируют влияние христианства на жизнь людей в разные периоды истории и в разных частях света, поэтому каждый новый экспонат является сюрпризом для посетителей.
Здесь вы сможете увидеть захватывающее дух рейнско-романское распятие из слоновой кости, позолоченный бронзовый крест Германа Иды 1000-х годов, коптскую египетскую тунику, датируемую 400-ми годами, и авангардные произведения таких художников, как Джозеф Бойс и Пол Тек.
Адрес: Kolumba Museum, Kolumbastraße 4, 50667 Köln, Германия.
Кёльнский собор — легенда об архитекторе
Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно – душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.
Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.
Вид на башни собора
Архитектура Кёльнского собора
Самый известный собор Германии является потрясающим архитектурным чудом. Даже трудно понять, с чего начать, пытаясь описать его многочисленные чудеса.
Фасад Кельнского собора — самое настоящее произведение искусства
Его остроконечные двойные шпили значительно возвышаются над городом и видны практически из любой точки. Изначально собор построили в качестве роскошной гробницы для останков Трех Волхвов, которые почтили дарами младенца Иисуса вскоре после его рождения. Говорят, что останки волхвов до сих пор покоятся в богато украшенном золотом алтаре, который расположен в соборе.
Золотой алтарь Кельнского собора
Яркие витражи собора, обновленные в 2007 году, являются одной из самых эффектных особенностей церкви. Художник Герхард Рихтер создал потрясающий абстрактный витраж. Он состоит из тысяч разноцветных стеклянных элементов, отражающих свет в виде радужного узора.
Витражи достойны отдельного внимания. Общая площадь остекления собора составляет 10000 м2.Интересный факт – сначала многие критики стали жаловаться на современный дизайн витражей. Однако все они изменили свое мнение, как только увидели невероятно живые цвета, которые окна Рихтера проецировали в собор.
Стоимость реставрации витражей порядка 400 000 евро
Каждый квадратный сантиметр Кёльнского собора представляет собой красивое, изящно выполненное произведение искусства. От сводчатых потолков до сложной мозаики, покрывающей большую часть пола.
Если будете в Кельнском соборе, то обратите внимание на мозаичный полВ Кёльнском соборе целых два огромных органа. Это один из них. Посетив Кёльнский собор, вы сможете часами наслаждаться великолепием одной из самых красивых и знаменитых церквей Европы
Посетив Кёльнский собор, вы сможете часами наслаждаться великолепием одной из самых красивых и знаменитых церквей Европы.
Кельнский собор внутри также невероятно впечатляющий
Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе
Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.
Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.
Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.
Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.
Захоронения
Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную. К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.
Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.
Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.
Кёльнский собор — строительство и длинная история
Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году. Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Фасад собор
Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана. Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции. Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.
Южный портал собора
Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет. За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.
Западный фасад собора