Польза скороговорок
Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.
Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.
Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.
Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей
Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя
Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.
Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.
Длинные
После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!
В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Говорун всё говорил, говорил, говорил, да приговаривал
Скороговорки на букву «р» для детей7 лет могут быть и короткие, и в две три строчки. Главное их отличие от скороговорок для младших детей – увеличение сложности в проговаривании.
***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
***
Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре чуть не утонула.
***
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
***
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
***
Перепел перепёлку и перепелят В перелеске прятал от ребят.
***
Купили каракатице кружевное платьице, Ходит каракатица хвастается платьицем.
***
Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
***
Карп с приправами прогрелся на противне И отправился на сковороду для прожарки.
***
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка Стащили три тонких картонки в потёмках.
***
Белые бараны били в барабаны, Без разбора били – лбы себе разбили.
***
Дает Катеринке картинки Каринка, Картинки в корзинку кладет Катеринка.
***
Редька редко росла на грядке. Грядка редко была в порядке.
***
Прытко рысь трусит за крыской. Скрылась крыска, как ни рыскай!
***
Говорит Маргарита про регату ребятам: «Регата, ребята, дороговата!»
***
Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
***
Четыре черненьких чумазеньких Чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж: Чрезвычайно четко.
***
Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.
***
Загадка: «Несётся и стреляет ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться за этой тараторкой.» — что это? (Сорока)
Скороговорки для детей 7-8 лет
Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.
По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.
Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.
Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.
Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос,
Прокцогцзинь и Пригноцкроз.
Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»
Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.
Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков «Дорога приключений»
Цель: закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков.
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса
Материал: большая пустая коробка из-под конфет, вырезанные картинки из старых открыток и журналов, картинки с закрепляемым звуком.
Самодельная дидактическая игра для автоматизации звуков
Описание работы с пособием:
Ребенку предлагается отправиться в путешествие. По дороге он будет открывать волшебные двери и выполнять задания. Если все будет сделано правильно, то в конце путешествия он получит маленький сюрприз.
В конце путешествия ребенок получает маленький приз
Например, для автоматизации звука «р» можно взять маленькую машинку. Ехать по дороге, имитируя звук мотора р-р-р-рррр, подъехав к двери, открыть ее и произнести названия картинок. За последней дверью ребенок находит сюрприз – это может быть конфетка, картинка и др.
Оформление чистоговорок
Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв — первая гласная, а вторая — согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.
Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.
Как работать со скороговоркой, чтобы было легко выговорить
Шаг 1. Начать с проработки отдельных звуков.
Для этого читать скороговорки, в которых преобладает только одна согласная или группа согласных. Классический вариант следующий:
- отработка сонорных («р», «л», «м», «н»);
- отработка звонких и глухих шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»);
- отработка сложных в произношении глухих согласных («ц», «т», «п»).
Шаг 2. Теперь можно начинать работать со скороговоркой в целом.
- Сначала нужно медленно отчитать скороговорку, произнося все слова и звуки четко.
- Постепенно увеличивать темп и остановиться на той скорости, когда начинаете запинаться. Этот момент нужно отработать, и только после этого переходить на более быстрые темпы и скорость.
- Необходимо «почувствовать» скороговорку. Скорее всего, вы освоили быстрый темп и теперь тараторите сложноговорку. Но вам нужно научиться произносить скороговорку с разной интонацией: удивление, размышление, восхищение и прочее, что придумаете.
- Нужно научиться произносить скороговорку шепотом. При этом у вас остается четкая артикуляция согласных при сильном вдохе на гласных и при разомкнутых связках. Голос не должен надрываться, иначе вы рискуете травмировать горло.
И, конечно же, не забывайте о темпе. Везде он есть, и всегда он разный: у слога в слове, у слова в фразе, у фразы в вашей мысли.
Шаг 3. Усложнение задачи. Для этого вам понадобятся орешки или камешки.
Необходимо положить их в рот и начать читать скороговорки, постепенно набирая темп. При этом не забывайте об интонации!
При работе со сложноговорками важна регулярность занятий. Чтобы добиться красивой и понятной речи, достаточно уделять 15-20 минут в день 2-3 раза в неделю. Примерно через месяц вы уже увидите результат, который вас поразит.
Теперь у вас есть 250 вариантов скороговорок для дикции с проработкой всех сложных звуков в русском языке. Желательно заниматься постановкой речи с детского возраста, еще до школы. Однако и взрослый человек, который хочет научиться внятно и понятно произносить слова и предложения, сможет это сделать с помощью скороговорок. Главное – желание и регулярность занятий.
Еще 40 скороговорок по буквам алфавита
Здесь мы собрали для вас еще 30 скороговорок по буквам алфавита, благодаря которым вы сделаете свою речь красивой, выразительной и понятной.
Буква Б
У быка болят бока, была в бурьяне вся трава.
Буква В
Волк учил волчонка выть, чтобы волком мог он быть.
В саду во вторник на обед — суп-вермишель и винегрет.
Буква Г
Гром гремел и грохотал, мглу и тучи пригонял.
Гогочат гуси на лугу, главный гусь ушел к пруду.
Буква Д
Дразнит дятла дикий дроздЗа длинный клюв и длинный нос.
В деревне деревянный дом, дверь из дуба в доме том.
Буква Ж
Жарко жабе в теплой лужеЖабе дождик срочно нужен.
Буква З
Зебра азбуку зубрилаЗебра букву З забыла.
Зуб у зайца заболел, зефира заяц много съел.
Буква К
Короткие ножки у крошки сороконожки.
У Кондрата куртка коротковата.
Буква Л
Лань нашла волшебный клад,Клад отнял злой леопард.
Буква М
Мышка сушек насушила,Мышка мышек пригласила.Мышки сушки кушать стали,Мышки зубики сломали.
Буква Н
Новый год на носу, а снег нет еще в лесу.
Буква П
В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Буква Р
Рыбу рак кормил червями, рак держал червей клешнями.
Буква С
Соловей спросил сороку:Сшить сюртук удастся к сроку?
Спал слоненок сладко – сладко, снился сок и шоколадка.
Буква Т
Встретил кит в воде кита, в океане суета.
По тарифу от таксиста от метро к театру – триста.
Буква Ф
Финик фрукт жираф жует,Финик в Африке растет.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Буква Х
У хорька была халва,Хороша хорька еда.
В холодильнике храню:Хлеб, горох, орех, хурму.
Буква Ц
Циркуль сделал целый круг и кольцо возникло вдруг.
Этот цветик – семицветик в разноцветном вырос цвете.
Буква Ч
Червяк чинил свой чемодан,Потом, бурча, чинил диван.
Буква Ш
Шла с базара кошка, у кошки сушки в лукошке.
Буква Щ
Хищники по лесу рыщут,Хищники добычу ищут.
Скороговорки – веселая забава? Не только!
Что же такого особенного в скороговорках? Сначала, как и положено, обратимся к словарю. Итак, скороговорки – это простой, ритмичный, зачастую шуточный текст, который представляет собой определенное сочетание звуков, затрудняющих быстрое проговаривание слов.
Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей. И это на самом деле очень полезная забава, ведь с помощью скороговорок можно эффективно подправить дикцию ребенка, а также устранить определенные дефекты речи.
Чаще всего дети в восторге от веселых скороговорок. Задача же родителей – выучить наизусть несколько из них и как можно чаще применять их в игре с ребенком. Скороговорки можно проговаривать с разной скоростью: медленно, со средней скоростью, быстро и очень быстро. Но обязательно следите, чтобы ребенок не глотал слоги, поизносил звуки чисто и четко. Только в таком случае речь крохи будет развиваться правильно, а сами скороговорки принесут пользу.
Можно также поиграть с детьми в следующие игры:
- попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
- попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
- задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
- проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.
А теперь представляем вашему вниманию подборки скороговорок для детей разных возрастов.
Русские и иностранные примеры
Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.
Скороговорки по Далю были опубликованы в специальном разделе его хрестоматийного труда. Владимир Иванович считал, что их обязательно нужно включать в школьную программу для обучения детей правильной и грамотной речи.
Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.
К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:
- Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
- Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
- Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
- Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
- Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:
- Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
- В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
- Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
- Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).
При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.
Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.
Методика разучивания
Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.
Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.
Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.
Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.
Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.
«Прочитай задуманное слово»
Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.
Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, «оса», «рак», «нос».
В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.
Скороговорки для развития речи на букву К
•Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс
•Коля колет колья.
•Варит буква К картошку
Для козленка и для кошки.
Кошки не едят картошку,
Дайте кашки ей немножко.
•Катька – кокетка купила кепку в клетку.
•Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
•Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи
•Канат у Натки
Нитки у Никитки
•Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
•Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
•Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла
•Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
•Косарь Косьян косой косит косо.
Не скосит косарь Косьян покоса.
•У Кондрата куртка коротковата
•У Катюши – канарейки
У Кирюши – батарейки.
•Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
•Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
•Купили кapaкaтице
Кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa,
Хвaстaется плaтьицем.
•Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.
•Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке
•Около кола – колокола,
И на колах – колокола
•На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
•Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.
•Краб забрался на трап,
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.
•Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
•Коля клад нашел в кладовке
Клад лежал на пыльной полке.
•Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – косец домой.
Коса косит гладко,коса любит лопатку,
Лопатка песочек, косец – пирожочек.
•Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
•Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась
Трудные скороговорки
Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.
Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!
Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка.
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать
Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!
Читаем онлайн сложные скороговорки для развития дикции (Ж и Ш)
Эти чистоговорки только на первый взгляд кажутся короткими и простыми. А теперь попробуйте произнести их быстро и без запинки! Уверена, не у всех получится с первого разаJ
Ш
На окошке у Тошки кошка и котят немножко.
Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.
Пешки – в шахматах, шашки – в шашках.
Вашему шпиону нашего шпиона не вышпионить, а наш шпион вашего шпиона вышпионит.
Ишак и шакал шагали по шпалам.
Паша пашет, Леша пляшет, Леша пляшет, Паша пашет.
В шалаше у шалунишки – шашки а шишки.
Ж
Нож и ножки, ложь и ложки, рожь и рожки.
Уже ужи в луже.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Однажды шел дождик дважды.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
Жутко жуку жить на суку.
Скороговорки для 5 класса | Загадки, стихи, колыбельные, скороговорки, потешки
Скороговорки для 5 класса
Чеширский котёнок,
Когтями дерёт,
И весь дерматин,
На кресле порвёт!
Автограф художник,
Писателю дал,
Роман писатель,
Ему написал!
На горе дрова,
Под горой трава,
Травяной покров,
Лучше всяких дров!
Колки иголки у ёлки,
Ростом она выше Кольки,
Коля на неё облокотился,
Иголки тут же в Колю впились!
Разрезывать, разрисовывать,
Рисовать, перерисовывать,
Скороговорки скороговорить,
Слова правильно, произносить!
Пятиклассник пятикласснице,
Разрекламировал фонарики,
В перерыве на обед,
Режиссёру слал привет!
Корреспонденцию читать,
Публицистику опубликовать,
Триста тридцать три вопроса,
Физических познать!
Ворона вороным крылом,
Ворона цепляла,
Разрешения летать,
Ворону не давала!
Квартет на квартале играл,
Квартал от квартета страдал,
В ресторан квартет позвали,
В квартале об этом прознали!
Перламутровые бусы,
Перламутром отливали,
На пергаменте узоры,
Перламутровые оставляли!