Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
-
Слайд 3
Рыцарь — это профессиональный воин, тяжело вооруженный всадник.
-
Слайд 4
Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 90 кг; с течением времени росли их сложность и цена.
-
Слайд 5
-
Слайд 6
Рыцарь происходил из мелких феодалов и замыкал собой иерархическую лестницу феодального высшего общества. Рыцарям за их службу королю – верховному сеньору – выдавались земельные наделы.
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Герб и девиз располагались на щите, который был своего рода визитной карточкой рыцаря.
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».
-
Слайд 13
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Затем — оруженосцами. Они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. И лишь после этого наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.
-
Слайд 14
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение его к правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией, которая называлась акколада.
-
Слайд 15
В рыцарской среде постепенно сложился свод представлений об идеальном рыцаре, следовать которому считалось обязательным. Этот свод представлений назывался кодекс рыцарской чести.От рыцаря требовалось:
- верно служить своему сеньору и королю;
- быть храбрым;
- быть готовым на подвиг во имя рыцарской чести или ради прекрасной дамы;
- бороться с врагами христианской веры;
- защищать слабых и обиженных;
- быть верным своему слову;
- быть щедрым, не скупиться.
-
Слайд 16
Главное занятие рыцаря – война. В мирное время рыцари охотились и участвовали в турнирах. Турнир – это боевое соревнование рыцарей.
-
Слайд 17
-
Слайд 18
Рыцари жили в укреплённых каменных крепостях — замках. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон –главная башня замка, в которой проживал хозяин с семьёй.
-
Слайд 19
-
Слайд 20
-
Слайд 21
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
-
Слайд 25
Посмотреть все слайды
Рыцарство – привилегия дворянства
Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.
Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.
Как нарисовать рыцаря
Мастер-класс по рисованию рыцаря может показаться сложным для начинающих художников. Однако, если следовать каждому этапу, то у вас непременно все получиться, а именно – рыцарь в полный рост с мечом и щитом.
Именно такой защитник добра и справедливости станет не только сражаться с ветряными мельницами, но и обязательно выиграет целый турнир ради прекрасной дамы.
- лист бумаги;
- простой карандаш;
- черный маркер;
- ластик;
- цветные карандаши.
Этапы рисования рыцаря:
Простыми линиями сделаем набросок фигуры рыцаря, где следует обозначить не только его размер, позу, основные пропорции, но и положение на листе. Сам рыцарь будет выглядеть в конечном результате в статичном положение. Его нарисуем в полный рост. Левая рука от нас будет опираться на меч. При рисовании рыцаря, как и любого другого человека, нужно помнить некие правила пропорций. Например, длина ног будет иметь высоту трех голов. Такой же размер будет и верхняя часть туловища – от шеи до пояса.
Обозначим простыми линиями форму и местонахождение меча с щитом.
Переходим к голове. Сама голова рыцаря надежно будет спрятана под мощным шлемом. Для начала прорисуем две вспомогательные линии. Так покажем поворот головы. Небольшим кружком в правой стороне от нас обозначим подвижную часть. Дорисуем плюмаж на шлеме и шею нашему рыцарю.
Смещаемся чуть ниже шеи и начинаем придавать объем плечам, рукам и верхней части туловища. Рыцарь весь одет в железное «одеяние» и поэтому, чтобы легче было это изобразить – используем для плеч шары, а остальные части «оденем» в прямоугольники.
Тоже самое сделаем и с нижней частью туловища, где следует использовать для ног длинные прямоугольники, а для пояса и паховой зоны – треугольник.
Общий силуэт готов. Так что можно приступать к детализации рисунка. Конечно же начнем это делать с головы, а точнее – с шлем.
Вместо кругов на плечах будут наплечники. Прорисовываем детально шею.
Переходим к верхней части туловища. Окантуем его. Прорисуем «нагрудник». Чуть ниже прорисуем защитную юбку. В середине изобразим четыре горизонтальных линии.
Прорисуем небольшую часть правой руки.
Прорисовываем контур правой руки, которая держит меч. Детализируем.
Теперь перейдем к ногам, чтобы им также придать контур. Окантуем две ноги. На месте колен прорисуем ромбы. На каждой ступне изобразим несколько полосок. В нижней части ног добавим шпоры.
Черным маркером обводим рисунок рыцаря.
Карандашами желтого и оранжевого цвета разукрасим маленькие детали на шлеме, часть меча и места на коленях.
Карандашами красных тонов разукрасим гриву на шлеме и щит.
Серым и темно-коричневым цветом создаем нужный оттенок для железного «одеяния» рыцаря.
Поэтапный рисунок рыцаря цветными карандашами готов.
Такой средневековый герой может стать замечательным украшением самодельной открытки для настоящих и будущих мужчин-защитников отечества.
Раннее Средневековье
Великое переселение народов в IV – VII вв., падение Римской империи и формирование мелких феодальных государств, постоянно переживавших набеги кочевых племён с востока – вот приблизительная картина ранней средневековой Европы. Тогда же зародилось рыцарское сословие, испытавшее сильное влияние сарматов и остготов и в какой-то мере противопоставившее себя утратившей влияние культуре античности. Вот почему снаряжение средневековых воинов копирует доспехи кочевых племён и мало похоже на римское.
Среди шлемов наибольшее распространение получают:
- спангенхельм;
- вендельский;
- назальный.
Все они довольно примитивны и были созданы по распространённой в те времена каркасной технологии.
Спангенхельм
В переводе с немецкого Spangenhelm означает «убор из металлических полосок». Это каркасная конструкция, представляющая собой конусную или куполообразную раму для 4 – 6 железных или бронзовых пластин, которые крепились заклёпками.
В более ранних вариациях, спангенхельм имел нащёчники из металла или толстой кожи, которые навешивались по бокам и могли за ненадобностью подниматься вверх, а также защиту для носа. Реже использовалась маска прикрывавшая либо всё лицо, либо его верхнюю часть. Некоторые разновидности спангенхельма снабжали кольчужной сеткой – бармицей, защищавшей шею от ударов сзади.
Считается, что каркасный головной убор изобрели древние персы, а сарматы «популяризировали» его среди народов Европы, на Руси и Ближнем Востоке. Слабым местом спангенхельма была неоднородность, что приводило к раскалыванию от ударов тяжёлого оружия. Тем не менее, он активно использовался вплоть до XIII в., хотя уже за 4 столетия до этого стал вытесняться наголовьями цельнометаллического типа.
Вендельский шлем
Разновидность каркасного головного убора, распространённая в северной Европе, преимущественно у скандинавов и англосаксов. Применялась в так называемую Вендельскую эпоху, длившуюся с VI по VIII вв. Характеризуется частым использованием личин – особых масок, не только защищающих лицо от ударов, но и пугающих противника.
Второй тип таких головных уборов напоминал корзину из металлических полос, скреплённых заклёпками. Пространство между ними ничем не заполнялось.
Норманнский шлем
Эту модель боевых доспехов ещё называли назальной, поскольку упор здесь был сделан на защиту лба, носа и прилегающих частей лица. Сначала головной убор имел каркас, но к XI в., благодаря развитию кузнечных технологий, его стали изготавливать из цельного куска металла. Прочностные характеристики изделия заметно увеличились.
Форма тульи была либо яйцевидной, либо сфероконической – оптимальной с точки зрения защиты, поскольку меч противника при ударе соскальзывал в сторону, не нанося ущерба. С лицевой стороны крепилась усиленная металлическая пластина трапециевидной формы – наносник, сзади шею защищала бармица. В некоторых случаях её заменяли кольчужным капюшоном.
Позднее Средневековье
Появление в начале XIV в. огнестрельного оружия, стало переломным моментом в истории рыцарства. Тяжёлые доспехи утратили своё значение, поскольку они не могли эффективно противостоять пулям, при этом, мешая своим владельцам спасаться от них. От шлемов не отказались, только изменили их внешний вид и конструкцию. Поскольку воинам требовался максимальный обзор во время боя, наголовья стали делать открытыми, но с забралом – подвижным элементом, который при необходимости опускали на глаза и верхнюю часть лица.
Бацинет
Модель, изначально надевавшаяся под кюбельхельм, в конце XIV в. стала вполне самостоятельной частью рыцарских доспехов. Бацинет трансформировали, сделав заднюю стенку почти вертикальной (в итальянских образцах), а позднее вообще согнув её под острым углом.
Существует несколько вариаций, в зависимости от конструкции и вида забрала.
- Хундсгугель – в переводе с немецкого «собачий капюшон». Сильно вытянутое вперёд конусовидное забрало с вентиляционными отверстиями, напоминающее морду гончей. Увеличенное пространство в области носа облегчало дыхание во время боя.
- Klappvisor – плоское забрало с креплением не по обеим сторонам шлема, а посредине в области лба. Модель использовалась в немецкой армии.
- Большой бацинет – помимо вытянутого забрала оснащался усиленным воротником с подбородником, заменившим малоэффективную бармицу.
Салад
Модификация бацинета, по форме напоминающая шляпу или каску с вытянутым, развитым назатыльником. Дополнительно снабжалась ребром жёсткости, которое в некоторых вариантах «перерастало» в гребень. Появившись в Италии, салад (celata) быстро приобрёл популярность во Франции и Германии.
Венецианская разновидность получила название барбюта. Это нечто среднее между классическим саладом и коринфским шлемом древних греков. Барбюта изготавливалась цельнолитой с развитыми нащёчниками, которые оставляли открытым только нос и губы.
Армет
Кавалерийский рыцарский шлем позднего Средневековья и Нового времени. Имеет наиболее совершенную с точки зрения защиты, конструкцию. Первоначально изготавливался миланскими мастерами, а затем получил широкое распространение по всей Италии и за её пределами.
Отличительные черты:
- два забрала в форме воробьиного клюва, который мог «открываться» для лучшего обзора и притока воздуха;
- подбородник из подвижных створок;
- специальный затылочный диск – рондель, прикрывающий ремень нижнего забрала;
- шарообразный купол;
- плотное прилегание к голове с дополнительной защитой шеи и области ключиц;
- дыхательные щели не круглой, а вытянутой формы;
В XVI в. арметы стали разделять на турнирные и боевые. У последних смотровые щели делались более высокими.
Штеххелм
Постепенное упразднение рыцарства, как боевой единицы и увеличение значимости турниров, ставших данью традиции, привело к появлению одного из самых причудливых шлемов, получивших название Stechhelm («защита от пронзающего копья»). Второе наименования «Жабья голова» очень точно описывает форму этого доспеха.
Штеххелм представляет собой модификацию топхельма, где каждая деталь предназначена для отражения мощных копейных ударов. Он наглухо крепился к кирасе, чем обеспечивалась повышенная прочность доспехов в целом. Особенность конструкции – расположенная выше уровня глаз смотровая щель. Это объясняется динамикой всадника во время поединка: сначала боец сильно наклонялся вперёд и тогда мог видеть противника, а затем, слегка выпрямившись в момент удара, надёжно защищал глаза от случайного попадания копьём.
Штеххелм стал символом уходящего рыцарства. Его чаще других изображали на дворянских гербах, указывая на принадлежность к знатному и старинному роду.
Грюнвальдская битва
Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.
Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.
Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии — Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.
В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.
Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы – еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.
Последние битвы рыцарства
В это время началась эпоха военной славы швейцарцев, которые жили в Альпах крепкими общинами и не желали признавать над собой ничью власть. Отряды, составленные из жителей одной местности, часто родственников, отличались высокой сплочённостью и моральным духом. А поскольку в то время швейцарцы считались этакими дикими горцами, понятно, что сражались они с большим ожесточением.
В битве при Моргартене(1315) швейцарцы разгромили армию Габсбургов. Но и это ещё не было торжеством пехоты — ведь швейцарцы атаковали неприятеля на марше, в лесу, где рыцари не могли воспользоваться своим преимуществом.
Время пришло в 1477 году. В сражении при Нанси плотные ряды вооружённой пиками и алебардами швейцарской пехоты, с защищёнными бронёй первые рядами, разбили бургундцев — лучшую армию Европы под командованием выдающего полководца герцога Карла Смелого.
Э. Делакруа,Гибель Карла Смелого в битве при Нанси 5 января 1477 года»
Символическим закатом рыцарства считается битва при Павии(1525), где предводитель немецких ландскнехтов(наёмных пехотинцев) Йорг фон Фрундсберг сначала разбил считавшуюся непобедимой швейцарскую пехоту, воевавшую на стороне Франции, а затем довершил дело разгромом французских жандармов — наследников рыцарей. Французские латные всадники во главе с королём Франциском героически сражались против немецких рыцарей, но наступление пехоты, поддержанное огнём из аркебуз, рассеяло силы французов. Жандармы полегли, а король попал в плен.
Хотя именно в битве при Павии огнестрельное оружие показало свою высокую эффективность, окончательную победу над рыцарством — вопреки распространённому заблуждению — одержали все-таки не стрелки. Ни английский длинный лук, ни арбалет, ни первые аркебузы не выбили с поля боя хорошо бронированного кавалериста.
Единственное оружие против массы конницы — это сплоченные ряды, выставившие вперед пики. Уже в Новое время, в ходе ренессанса тяжёлой кавалерии — с появлением кирасиров, — пехота(вооружённая куда более скорострельными ружьями) могла сопротивляться им, лишь встав в каре при поддержке энергичного огня артиллерии.
Миф IV:Легенда о рыцаре-одиночке
Этот стереотип довольно прочно засел в головах людей через современные романы и фильмы, где благородный воин путешествует по миру либо один, либо, как Дон Кихот, в сопровождении одного только оруженосца.
Но, это также не соответствует действительности, так как рыцарь — это всегда командир рыцарского «копья», то есть небольшого подразделения всадников, состоявшего из самого рыцаря, оруженосца и нескольких легко вооруженных боевых слуг. Количество этих слуг зависело от богатства самого рыцаря, ведь кормил и одевал он их из своего кармана.
Это было настолько распространено, что даже хронисты считали количество участвовавших в битве воинов не по головам, а по «копьям», что вносит сильную путаницу сейчас, при попытках посчитать, сколько же бойцов реально рубились на поле, ведь каждое «копье» могло содержать разное количество воинов.
Как нарисовать рыцаря поэтапно
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы подготовили для вас ещё один урок рисования, в котором мы расскажем вам о том, как нарисовать рыцаря. Вообще рыцаря мы уже рисовали, но относительно того урока мы часто читаем отзывы, в которых говорится о повышенной сложности рисунка.
Действительно, наш прошлый урок по рисованию рыцаря был непростой — воин у нас тогда получился реалистичный, с довольно сложными тенями и качественной прорисовкой. Поэтому сегодня мы решили преподнести вам ещё одного рыцаря, но уже намного более лёгкого. Он будет чуть-чуть сложнее наших уроков для начинающих, таких как статьи про рисование дедушки , снеговика , робота или птички из Энгри Бёрдз . Итак, давайте нарисуем его!
Доспехи рыцарей IX-XI веков
С падением Римской империи исчезло античное вооружение. Поглотившие империю варвары презирали все виды доспехов, считая позором прятаться от ран. Франки при Хлодвиге вряд ли пользовались чем-то серьёзнее звериных шкур и щитов, но уже при Меровингах состоятельные воины носили кольчуги или чешуйчатые доспехи. В это время Византия, сохранившая свою мощь и богатство, содержала дорого экипированных воинов. Там в ходу были пластинчатые доспехи, кирасы, кольчуги, шлемы римского типа. Их переняли франки в эпоху Каролингов при создании конного войска. Особый вклад в развитие рыцарского доспеха внесли нормандцы. Взяв лучшее у разных народов, они создали новый тип доспеха.
Доспехи рыцарей каролингов
Броня франков
Франкские конные воины эпохи Каролингов использовали римский тип доспехов — железный торакс, под который надевали плотную куртку зому с разрезными рукавами и подолом, защищающими плечи и бёдра. Франки использовали и лорику чешуйчатой брони, а также короткие кольчуги, поверх которых могли надевать ламеллярную лорику. Ноги и руки были не защищены. В X в., уже при Капетингах, доспехи франков удлинились до середины бедра, у них появились капюшоны и пристёгивающиеся «бороды», плечи и грудь могла защищать пелерина.
А лат и не было…
В представлении большинства рыцарь — это воин, облачённый в латы. Но латы появились только на закате рыцарской эпохи. Большую часть своей истории рыцари проходили в менее эффектных кольчужных доспехах. А на заре рыцарства, т. е. в IX-XI вв., и кольчуга была редкостью а доспехи были стёгаными или кожаными и лишь усиленными металлом.
Даже качественный доспех не выдерживал сильного удара мечом или копьём, близко пущенная стрела его пронзала. Но от скользящих ударов меча, от неудачных или несильных уколов копья, от стрел на излёте доспех защищал и часто сохранял жизнь воину.
Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей
С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.
Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.
Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.
В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.
Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.
Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.
Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.
Рыцарский костюм как показатель статуса
Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.
В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.
Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.
Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.