Пещерная живопись

Женя 0331с

Идея о том, как сделать граффити более долговечным, волновала не только Бэнкси. Художник Женя 0331с (читается как «оззик») обратился к традиции петроглифов и в проекте «По головам» представил портреты людей, вырезанные на уличной брусчатке. Лица были расположены прямо под ногами — волей-неволей каждый зритель обязательно на кого-то наступал.

Женя 0331с. Проект «По головам». 2017. Искусство

«Высекая граффити на камнях, я обращаюсь к вечности. Как петроглифы, высеченные на скалах, граффити на камнях останутся навсегда. Я создаю граффити, которые затрагивают глубинные чувства человека и указывают на вневременной характер искусства», — говорит художник.

Пожалуй, это стремление остаться в вечности и есть то, что объединяет всех художников — от первобытных до современных.

Основные виды первобытного искусства

Искусство наших предков было представлено в следующих ключевых видах:

  • живопись (наскальные рисунки, выполненные в цвете при помощи минеральных красок);
  • графика (изображения и силуэты);
  • декоративное искусство (резьба, выполненная на таких материалах как камень или кости);
  • скульптуры (фигуры, которые лепились из глины или высекались из камня);
  • рельефы и барельефы.

Замечание 1

Большая часть известных современной исторической науке пещерных рисунков – это сцены охоты, изображения людей, животных, а иногда –полулюдей-полуживотных.

Эти рисунки сообщают нам об особенностях верований древних людей. Наши первобытные предки верили, в частности, в существование сверхъестественных связей между человеком и животным, считали, что можно повлиять на поведение последних посредством магических обрядов и ритуалов, совершаемых колдунами и шаманами.

В первобытные времена наши предки для своего творчества использовали подручные средства – камень, кость, дерево. Позднее, когда стадия собирательства сменилась эпохой земледелия, человек открыл для себя первый искусственный материал, а именно огнеупорную глину, и стал активно использовать её для создания посуды и скульптуры. Люди лепили из глины различные фигурки диких животных, и пронзали их дротиками, представляя, что они убивают настоящих зверей. Множество вырезанных и нарисованных изображений они оставили на стенах и сводах пещер. Археологи и представители исторической науки доказали, что возникновение предметов искусства датируется на миллион лет позднее, чем появление орудий труда.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства принято относить к Ориньякской культуре, которая была распространена в период позднего палеолита. Эта культура была названа по пещере Ориньяк, находящаяся на территории современной Франции. С этого времени широко распространились миниатюрные скульптуры женщин, сделанные из кости и камня. Если расцвет пещерной живописи пришёлся на период около 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры было на высоком уровне развития гораздо раньше, уже около 25 тыс. лет тому назад. К этому периоду развития человеческой культуры относятся так называемые «венеры», найденные на территории Италии, Чехии, Австрии, Франции, России и во многих других областях мира.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира

Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название «писаниц», и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер — входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека — четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства
Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Особенности и характеристики древнего изобразительного искусства

Характерной чертой древнего палеолитического искусства является – реализм. Человеку приходилось каждый день внимательно и остро наблюдать за происходящими вокруг него процессами. Но при всей своей реалистичности и жизненности искусство палеолита было еще только в стадии зарождения.

Замечание 2

Основой палеолитического искусства было отображение живой природы, одухотворение природных процессов и наделение их человеческими качествами.

Основная масса древних памятников связана с культом плодородия и охоты. Здесь же и начинают закладываться зачатки архитектуры. По данным ученых-археологов жилища древних людей были низкими и углубленными в землю с куполообразными надстройками. В качестве строительного материала использовались кости животных.

Переход от земледелия к скотоводству внес в развитие искусства новые направления. Стали появляться изображения более сложные по технике и смыслу. Развивалось декоративно-орнаментальное направление. Стали украшаться дома, одежда, бытовые предметы.

У первобытных людей, живших во времена Неолита и Энеолита, в большей степени изображения были связаны с земледельческой мифологией. Для каждого отдельно взятого района соответствовали свои орнаменты. Для племен Китая-сложные криволинейные изображения, у жителей Средней Азии-прямолинейные геометрические узоры. Часто эти орнаменты сочетались с изображениями человека или животного.

У древних людей, живших на территории Средней Азии и Двуречья, существовала своя архитектура, которая основывалась на строительстве многокомнатных домов с каркасной основой и глиняным полом.

У племен Северной Европы и Азии существовали и древние мотивы, унаследованные от палеолита. К ним относятся наскальные рисунки, фигурки животных из глины, дерева, костей.

На территориях Восточной Европы и Азии племена древних людей создали звериный стиль. Развитию искусства и появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств у племен Южной Евразии способствовали культурные связи с племенами Древней Греции, Древнего Востока и Китая.

В эпоху бронзового века у древних людей появляются новые изобретения, технически более сложные предыдущих, происходит освоение металла и развитие земледелия и скотоводства. Начинает обогащаться тематика сюжетов, распространяется геометрический орнамент. На изображениях бронзового века можно увидеть знаковую систему, понятную только определенной группе населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты. Большую эстетическую нагрузку несли символы, с помощью которых передавались различные понятия и чувства древнего человека.

На самых первых этапах своего развития искусство не выделялось в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, которое тесно переплеталось с древними убеждениями и верованиями.

Благодаря искусству у древнего человека происходило общение с другими людьми. Оно отражало представление древнего «художника» о природе и окружающем его мире.

Основной особенностью первобытного искусства была его связь с трудовой и хозяйственной деятельностью древних людей. Только труд позволил первобытным мастерам развивать себя и творить настоящие произведения искусства, которые волнуют современность яркой выразительностью художественных образов и реалистичностью.

Первобытный человек обогащал свой духовный мир, расширяя свои представления об окружающем мире. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства, и происходило понимание прекрасного.

С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Развиваясь, он стал выше природы, и уже не природа управляла им, его инстинктами и разумом.

Замечание 3

Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Магия наскальных рисунков

В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.

Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.

Создание рисунков первобытными людьми

Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию. 

Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины. 

Наскальная живопись

Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.

Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.

Рисунки и созвездия

{"questions":}}}]}

Презентация на тему: » Пещерная живопись ( часто называют наскальной живописью ) изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено.» — Транскрипт:

2

Пещерная живопись ( часто называют наскальной живописью ) изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т. к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. пещерах палеолита

3

На стенах своих пещер кроманьонцы рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя неандертальцы, вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного цвета, так называемой охрой. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем — то острым на кусочках дерева, которые давным — давно сгнили.

4

Кроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно было, по замыслу художника, принести удачу во время настоящей охоты.

5

Один из кроманьонских художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг неё краску через тростинку. Изображение людей или растений встречаются на ранних рисунках крайне редко.

6

Перед вами высеченное на стене пещеры изображение шерстистого мамонта, на котором отчетливо видна его длинная косматая шерсть. Наскальная живопись часто показывает нам как выглядели доисторические животные.

7

Магические фигурки Кроманьонцы высекали на камне фигурки очень толстых или беременных женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего обжигали их на огне. Вероятно, первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу.

8

Наскальные рисунки Наскальные рисунки кроманьонцев были во множестве обнаружены во Франции и Испании. Краски и по сей день сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает лет. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сцены, из чего можно заключить, что художники были мужчинами. Пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда они сперва обозначали контуры животного, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготовлялись из окрашенной мягкой породы. Художник растирал породу в порошок костью и камнем, а затем смешивал этот порошок с животным жиром. Краску хранили в полых костях животных, концы которых затыкались комками жира. Зеленой и голубой краски древние живописцы не знали, так как пород такого цвета им не попадалось. Художники делали кисти из кусочков шерсти, привязанных к небольшим костям. Иногда они наносили краску на рисунок пальцами или же использовали для этого маленькие кусочки меха либо пучки мха.

9

Эти рисунки были сделаны примерно лет назад в Испании. В отличие от более ранних рисунков, слева запечатлены человеческие фигурки. Этот охотник стреляет из лука в оленей. На этом наскальном рисунке справа изображена женщина, извлекающая мед из пчелиного гнезда на дереве. Здесь же изображены и пчелы, сердито кружащиеся вокруг своего гнезда.

Джулиан Шнабель

Друг Баския, снявший о нем фильм, художник и режиссер Джулиан Шнабель тоже обращался к нетрадиционным методам работы с материалом. Мастерскую он соорудил под открытым небом, чтобы лучше видеть цвет, а вместо кистей предпочитает рисовать руками — ведь только так, по его словам, можно передать свою энергию зрителям. Впервые он прославился «тарелочными картинами», в которых керамические черепки и другие повседневные материалы становятся основой для художественных образов. В картине «Кости и трубы трутся друг о друга в направлении бесконечности» фоном служат разбитые горшки, куски дерева, оленьи копыта и рога.

Джулиан Шнабель. 1981. Источник

Главный образ — дерево с музыкальными инструментами вместо веток — представлен в духе наскальной живописи. Из рельефной поверхности красного фона он выделяется черным толстым контуром. Столь яркая экспрессивная манера исполнения напоминает о связи изобразительного и музыкального искусства с насилием в древнем мире. Живопись, как считает Шнабель, должна сохранять свою первоначальную функцию — быть средством для самовыражения.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита – его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Оцените статью
ЗА ШУТКИ
Добавить комментарий