Море новаторства
Особое место жанр марины занял в работах импрессионистов, этих новаторов живописи. Вибрация влажного воздуха, брызги света, пересыпанные с мазками, изображающими воду, сливаются в пестрые ковры.
В работах их последователей и продолжателей Поля Синьяка и Жоржа Сёра радуги и блики в морской воде вспыхивают изумрудно-зелеными, фиалковыми и оранжево-золотистыми оттенками. Попробовали себя в жанре марины и сюрреалисты — Рене Магритт с его безбрежными фонами и лаконичными работами, в которых море становится вполне реальным действующим лицом и символической доминантой перед лицом Вечности.
Поделиться ссылкой
Несколько мыслей в завершении разговора.
Морской пейзаж каждый день, каждую минуту — разный. Море меняется постоянно. Море не бывает одинаковым. Оно не мертвое, оно – живое. Как человек, как какой-то живой, непрерывно развивающийся и совершенствующийся организм. Вот поэтому, каждый раз приходя на его берег, вы будете видеть очередную новую картину, новый, совершенно не похожий на вчерашний, сюжет. Море способно удивить любого из нас. Но несмотря ни на что, море прекрасно и красиво всегда: и в шторм, и в тихую погоду, и ночью, и утром, и ясным днем, и зимой, и летом… Море для художника, поэта, музыканта всегда служило и служит источником вдохновения. Так же и вы, фотограф, фотохудожник, черпайте у моря это вдохновение полными горстями! Купайтесь в этом вдохновении! Создавайте всё новые и новые произведения!
Если у вас есть возможность фотографировать море — не теряйте эту возможность! Берите от моря всё сполна, всё, что можно взять! Радуйтесь, и постарайтесь научиться эту свою радость передавать зрителям.
Инструменты и расходные материалы
В погоне за успехом художнику приходится тратить много сил, времени и средств. Для рисования моря акварелью художнику не придется использовать холст, масло и разбавитель.
Понадобятся совсем другие доступные инструменты и расходные материалы:
- Набор художественных акварельных красок;
- Набор «разнокалиберных» кистей с рабочей основой «колонок» или «белка» («разный калибр» подразумевает использование кистей разного диаметра, причем желательно, чтобы количество моделей переваливало за дюжину);
- Пластиковая палитра (древесина впитывает влагу, поэтому разводить акварель надо на пластиковой основе);
- Планшет и мольберт;
- Кнопки или зажимы для крепления листа к планшету;
- Листы акварельной бумаги форматов А3, А4, А5;
- Тонкие простые карандаши H или 2H;
- Ластик;
- Одна-две емкости для воды
- Ветошь для вытирания краски.
Краски должны быть «художественными», чтобы яркость и долговечность рисунка не вызывали нареканий. Тематический набор состоит из нескольких брикетов или тюбиков.
Отдельного разговора заслуживают планшет и мольберт.
- Во-первых, не надо путать эти изделия друг с другом – к планшету крепится лист бумаги, в то время как отдельный мольберт фиксирует угол наклона и высоту непосредственно планшета.
- Во-вторых, рисовать можно без мольберта и даже планшета. Но тогда вместо последнего лист бумаги придется крепить к фанере или ДВП, а само рисование окажется неудобным.
Особый колорит
Морские пейзажи отличает особый колорит, нежные оттенки красок, тонкие тональные переходы. Маринист должен знать устройство судов и верно рисовать оснастку, исправную или сорванную бурей. Картины маринистов порой производят сложное впечатление, объединяя на одном полотне и утлую лодочку с не ждущими спасения, но сражающимися за жизнь моряками, и красоту обрушивающихся на них вздыбленных волн, не желающих отпускать свою добычу.
Композиции маринистов обычно построены с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства и особого величия.
В современной живописи превалирует уже не тема противостояния человека и стихии или рассказ о человеческой стойкости перед лицом житейских бурь, но гармоничное сосуществование человека и морской стихии. Человеческие фигурки и морские обитатели кажутся единым целым в лоне матери-природы и бесконечного океана.
Прекрасное море
Все моря и океаны Земли образуют единый Мировой океан. Это огромное хранилище воды, местообитания животных, рыб, моллюсков и представителей флоры. Большинство людей воспринимают море как место для отдыха и развлечений. Море очень разнообразно. Его характер меняется от погоды. То оно тихое и спокойное. То может быть грозным и непредсказуемым.
Стоит первозданная тишина. Лишь чайки парят над водой в надежде на корм. Они настолько близко, что можно было прикоснуться их крыла. Ветра на Галилейском озере почти нет. Вода тихая и спокойная.Волны расходятся от катера шелковистыми волнами, мерцающими бликами заходящего солнца. Картина мистическая.Галилейское море и его побережье в Священном писании упоминаются часто в Новом Завете в связи с проповедью Христа. Недалеко от моря Спаситель произнёс Нагорную проповедь, совершил чудо умножения хлебов и рыб. Во время бури Он запретил ветру, и буря перестала. Именно здесь Иисус Христос шёл к ученикам по воде озера, как посуху.Адриатическое море (Черногория). Остров вдали называется Св. Неделя или Святое воскресение. Оттуда каждое утро доносится нежный колокольный перезвон.Остров Святого Стефана на Адриатическом море (Черногория).Тихая бухта у берегов Фазелиса (Турция).
Атлантический океан. На берегу полосатый маяк. Берег из каменных валунов вулканической породы. Уэльс (Великобритания).Тирренское море у берегов Амальфи. Берег у города укреплён огромными бетонными конструкциями. (Италия)Тирренское море у берегов Амальфи.(Италия)Море Египта.Синее-синее море (Греция-Италия).Боко-Которская бухта Адриатического моря. (Черногория)Рыбные фермы в небольшой бухте. (Греция)На воде множество огромных поплавков, расположенных правильными рядами. Их предназначение для ловли крабов или креветок. (Черногория)
Средиземное море у берегов Турции. Оно неспокойное. Сильные волны набегают на берег. Никто не купается. Море великолепно. Морские волны усилились, и стали сильнее заливать пляж. Кто не успевает, у того заливается обувь, или одежда. На пляж пришёл пловец, решивший испытать судьбу – поплавать в таких волнах. Волны с грохотом набегают на берег, разбиваясь мелкой водяной пылью. Белая пена разливается ещё дальше. Самые огромные волны с лёгкостью прокатываются через береговую пристань для катеров, накрывая их целиком. Пловец заплыл до буйков, и поплыл вдоль них. Его наблюдают все отдыхающие, ожидая, чем это закончится.Тут пришли спасатели, и через мегафон сигналят странные звуки, напоминающие звук полицейской машины. Пловец явно их не слышит из-за шума моря, и плывёт дальше. В конце концов, он остановился, и какое-то время отдыхает у буйков, а затем делает заплыв назад. Волны немного стихли. Всех труднее проплыть барьер коварных волн у берега, которые, откатываясь назад, могут уносить обратно в море. Но всё обошлось хорошо. Пловца немного пошвыряло, и вынесло на мель.Золотой пляж и прозрачное море Греции.Вдоль берега Критского моря недалеко от города Нафплион тянутся заросли кактусов опунции. Они просто гиганты, к тому же ещё с красными плодами, которые даже съедобны. Здесь почти самая южная точка Греции.
Ирландское море Уэльс (Великобритания).За Ирландским морем вдали Атлантический океан. (Великобритания)Огромные безлюдные пляжи. Даже летом вода прохладная.(Греция)На пароме по Ионическому морю от Греции до Италии.Дикий пляж на Чёрном море.
Море Чёрное и граффити.Огромные медузы в Чёрном море. Анапа.Балтийское море. Вода не яркого цвета, серовато-зеленые, волны набегают на берег сгоняя жёлтую пену. Песок очень мелкий. Удивляет то, что морская вода почти не пахнет морем, то-есть солью.
Цвет морской пены почти жёлтого цвета. Оказывается мы оказались в редкое время когда цветёт сосна, пыльца которых оседает на поверхности воды. Этот период всего несколько дней.
Картина с дельфинами
Выше были рассмотрены уже несколько вариантов инструктажей. Из них вы поняли, как можно изобразить морской пейзаж для начинающих. Попробуем разнообразить пейзажи и добавить морских обитателей. Мы уже рисовали рыбу, и вы можете воспользоваться этими идеями, но сейчас изобразим дельфинов. Приготовьтесь сделать набросок:
- Ниже центральной части листа проводим длинную черту. Выше её располагаем небольшой бугорок, это будет остров. Его нужно сделать не слишком высоким. На острове выведем два ствола пальм.
- В левой части картины начинаем изображает силуэт первого дельфина. Его тело должно состоять из дуг. Ближе к голове расширяем расстояние. Добавляем верхний плавник, два нижних и хвост. Прорисовываем вытянутую мордочку.
- По такому же принципу изображаем второго дельфина. Его нужно расположить немного дальше первого. Разворачиваем его в противоположную сторону.
- Можно начинать цветное оформление. Небо заштриховываем голубым цветом, его нижнюю часть оставляем белой и выделяем облака. Для дельфинов нужно использовать оттенок темнее. Около контуров воспользуемся синим, а центр сделаем немного светлее. Добавим глазки.
- Пляж и стволы пальм закрашиваем коричневым. Листья оформляем несколькими оттенками зелёного. Осталось лишь заштриховать нарисованное море. Чем дальше оно уходит к горизонту, тем темнее должно становиться.
Картина готова.
5. Ищите драматические образы!
Это тоже важно. Старайтесь в своих снимках передать весь драматизм морского пейзажа, атмосферу, дух, настроение моря. Например, ранним летним утром, в безветренную погоду вы можете создать снимок, на котором в морской глади отражаются лучи восходящего солнца
Да и сам пляж, который обычно ранним утром бывает мокрым, может стать для вас как для фотографа очень интересным объектом съемки. Он в это время выглядит почти зеркальной поверхностью. Этот момент также можно обыграть в сюжете снимка тем или иным образом. Может быть, в этот ранний рассветный час вам удастся застать прогуливающуюся по берегу грустную девушку, или старушку с собакой. Очень хорошо! Используйте эти детали, эти «реперные точки» сюжета! Снимать в таком случае лучше всего опят же на узком отверстии диафрагмы – f-8 — f-32.
Море зовет
Художники, специализирующиеся на этом виде пейзажа, а их так и звали — маринисты, — люди особого склада. В их картинах море, а не гибнущий корабль, летящие ядра или античный храм на берегу, является главным. Все, что изображено, кроме моря, служит лишь ему одному.
Корабли из Дувра. Эдвин Хейс. 1890-е
Пожалуй, назвать самой древней мариной первобытные «макароны» — волнистые линии на покрытых глиной стенах пещер — будет несколько самонадеянно. Отдадим пальму первенства древним грекам. Именно копии их картин — морские пейзажи с парусниками и сражениями — мы видим на фресковых росписях в Помпеях и Геркулануме. А значит, и римлянам был не чужд этот жанр.
В последующие столетия море было лишь фоном для действий человека. И только аналитический XVII в. вновь вернул нам его «портреты» в работах голландцев — в то время заядлых морских путешественников.
Ян Порселлис, Симон де Влигер, Геркулес Сегерс, Ян ван де Каппелле, Людольф Бакхёйсен, Виллем ван де Велде специализировались на морских пейзажах, изображая море в его различных состояниях: от полного штиля ранним утром до бушующей ночной стихии.
2. Снимайте широкоугольником!
Не нужно думать, что изображать на фотографиях нужно только море во время шторма или сильного волнения. Те, кто так считает, глубоко ошибаются. Спокойное море тоже очень хорошо выглядит на фотографиях. Для того, чтобы снимать море в таком состоянии, рекомендуем использовать широкоугольный объектив. Он позволит вам захватить в кадр не только огромное пространство морской глади, но и значительную часть берега. Если вы снимаете на пляже, хорошо будет найти на нем какую-нибудь точку, объект, который будет смысловым центром вашего снимка.
Для того, чтобы получить на снимке максимальную глубину резко изображаемого пространства, снимать нужно на маленькой диафрагме, например на f-16 или даже на f-32. При этом не забывайте, что при съемке на такой диафрагме, особенно если вы фотографируете вечером, при плохом освещении, то вам придется увеличивать выдержку, что может привести к смазыванию изображения. Стало быть, для того, чтобы фотокамера была более устойчивой, вам придется снимать со штатива. Так что позаботьтесь и об этом аксессуаре.
8. Время суток
При съемке ранним утром, сразу после восхода солнца, в ваших морских пейзажах будут преобладать красные оттенки. Затем, постепенно, когда солнце будет подниматься всё выше и выше над линией горизонта, оттенок изображения моря будет меняться. Он станет тепло-желтым. Плюс ко всему, из-за того что солнце по утрам стоит на небе достаточно низко, тени, отбрасываемые всеми предметами, будут длинными и насыщенно-красивыми. Даже камешки или песок на морском пляже на фотогрфии, сделанной при низком солнце, будут очень фактурными. Ближе к полудню, когда солнце приближается к зениту, своей высшей точке на небе, тени практически пропадают и свет становится сильным и грубым. Изображение в этом случае будет чересчур контрастным. Ну, а по мере снижения солнца, ближе к вечеру, оттенок фотографии опять станет теплым, красно-розовым.
10. Что вам потребуется при съемке моря
Первым делом позаботьтесь о наличии в вашей сумке мягкой и чистой тряпочки. Она потребуется вам для того, чтобы сразу же протереть аппаратуру, если сильный порыв ветра или просто высокая волна неожиданно плеснет на нее. В случае такого происшествия, действовать нужно незамедлительно.
Так же вам потребуются защитные фильтры на все ваши объективы. А вообще добрый вам совет: во время пауз в съемке не позволяйте фотокамере беспечно висеть на вашей шее, обязательно прячьте ее в сумку или хотя бы просто под одежду. Это позволит вам защитить ее от брызг морской воды, соли, содержащейся в ней, а так же от мельчайших песчинок и другой пыли. В крайнем случае, хотя бы объектив не забывайте закрывать крышечкой.
Хорошо, если у вас будет при себе и специальный комплект для чистки объектива. Такой комплект любому фотографу нужно всегда носить с собой в сумке. А при съемке в таких экстремальных условиях, как морское побережье, этот совет становится особенно актуальным.
Сложная аллегория
Морские пейзажи стали популярной аллегорией, обрели дополнительные смысловые оттенки, когда использовались в качестве «картины в картине». Если на традиционной для голландского искусства XVII в. жанровой картине появлялось изображение бурного морского пейзажа в сцене, где девушка читает письмо, это дополняло сюжет напоминанием о бурных волнах любви или сочувствием беспокойству героини о путешествующих близких. В изображении жилища философа морская тема оборачивалась размышлениями о бурном море бытия.
Кораблекрушение. Франсуа-Пьер-Бернар Барри. Вторая половина 1870-х гг.
Как красиво нарисовать море карандашом поэтапно
Вы хотите вместе с ребёнком запечатлеть в рисунке приятные деньки проведённые на море? Считается, что проще его изобразить с помощью красок. Но мы предлагаем вам выбрать один из инструктажей ниже и узнать, как красиво нарисовать море карандашом поэтапно.
Первый пример будет очень простым. Им можно воспользоваться, если впервые собираетесь сделать картинку с изображением моря. Лучше использовать простой карандаш и ластик, ну а для яркости можно воспользоваться чёрным фломастером или маркером. Начнём:
- Для начала с помощью линейки проведём по сторонам листа ровные линии, так мы получим рамку. С правой стороны изображаем небольшой треугольник неровными сторонами.
- От фигуры проводим две полосы вверх. На верхушке они сближаются и в этом месте изображаем листья пальмы. Внизу добавляем дополнительную горку. Этот участок позже мы выделим отдельным цветом.
- Немного ниже центра листа проведите линию горизонта. Отталкиваясь от неё, мы нарисуем море карандашами. Примерно от центра выводим волнистую линию, обозначим участок, который будет отделять сушу от моря.
- Выше горизонта изображаем три горы. Располагаем их рядом. Не рисуйте их большими, так как они должны быть на заднем плане.
- Можно приступать к раскрашиванию. Закрашиваем пальму коричневым и зелёным цветом. Внизу для бугорков потребуется несколько оттенков зелёного. Плавно переходите от тёмного оттенка к более светлым. Эту же технику используем и для холмов на заднем плане.
- Море заштриховываем голубым, вдали его нужно сделать темнее. Для песка потребуется коричневый карандаш. Осталось закрасить небо, но здесь оформляем только его верхушку, оставляем белые участки облаков.
Первая картинка готова. Переходим к следующей.
Экзотический пляж
На предыдущих примерах была большая часть суши, в этот раз сделаем акцент именно на море. Перед тем как нарисовать море поэтапно для начинающих, отделите края листа ровными полосами, чтобы получить аккуратную рамку. Если вы готовы, можно начинать:
- Как и в предыдущих инструктажах, в этом следует провести линию горизонта, можно для этого воспользоваться линейкой. Примерно от центра горизонта начинаем проводить волнистую линию, которой обозначим, где заканчивается вода, и начинается пляж. Расположите её под наклоном.
- Сверху, на заднем плане расположим неровные возвышенности. Это могут быть горы или растительность, здесь зависит от вашего предпочтения. За ними располагаем полукруглое солнце.
- Объекты на заднем фоне сразу закрашиваем зелёным, а солнце делаем ярким жёлтым. Вокруг него лёгкими штрихами добавляем оранжевое свечение.
- Голубым карандашом изображаем облака на небе. Всю поверхность вокруг них сразу заштриховываем, сами облака оставляем белыми.
- Оформим пляжную территорию. Здесь по всей длине суши располагаем пальмы. Их стволы рисуем коричневым карандашом. Они должны напоминать вытянутые треугольники. Верхушки наклоняем в разные стороны. Детализируем элементы чёрным карандашом.
- Внизу под стволами добавляем траву. После этого можно прорисовать листья у каждой из пальм. Их контуры делаем тёмными, а центральную часть светлее. Чтобы пляж не казался пустым добавляем несколько кустиков и ещё верхушки пальм вдалеке. Прорисовываем ещё тонкую полоску холмов на заднем плане.
- Закрашиваем пляж светлым коричневым карандашом. С помощью тёмного оттенка расположите на его поверхности камни. Далее будем раскрашивать наш рисунок моря.
- Ближе к берегу проводим цветом полосы, которые повторяют контуры воды. После этого аккуратно заштриховываем почти всю белую поверхность. Между некоторыми линиями оставляем белые просветы. Наводим волны ещё раз, чтобы они стали ярче. Левую часть картины и море вдали делаем темнее. Добавляем на поверхности едва заметную рябь.
У нас получился замечательный экзотический пляж, на котором наверняка можно приятно провести время и отдохнуть.
7. Фотографируйте маяки!
Маяки – сами по себе очень красивые и интересные сооружения. И если у вас есть такая возможность — обязательно их фотографируйте! Но в композицию кадра их нужно вписывать очень умело. Нужно научиться правильно организовывать пространство, заключенное в границы кадра. Тут вам опять на помощь придет широкоугольный объектив. Сам маяк лучше всего разместить не в центре кадра, а ближе к правой или к левой его границе. А можно и в дальнем углу кадра.
Морские пейзажи с маяком хорошо снимать на длинных выдержках. Это позволит вам свет от маяка сделать мягким, нежным, теплым и приятным. Диафрагму тоже сделайте поуже, примерно f-16. Чтобы избежать вибрации фотокамеры, снимайте, естественно, со штатива.
Морской пейзаж с кораблём
Море вызывает ассоциации с отдыхом и приятным проведением времени. Поэтому к следующей картинке предлагаем добавить пляжные атрибуты и корабль на воде. Подготовьте карандаши, ластик и приступайте к занятию:
- Сначала сделаем простой набросок. Проводим от руки горизонт. От левой стороны ведём вниз под наклоном волнистую линию. Ею отделим берег и волну.
- Слева будет пляжная зона. Внизу в углу изображаем небольшой бугорок, от которого вверх протягиваем очертания ствола пальмы. На заднем плане добавляем горы. Размещаем их по сторонам картины.
- Добавляем ещё одну пальму, намечаем расположение листьев и ниже прорисовываем будущие кокосы. На участке моря изображаем маленький кораблик. На суше расположим коврик и зонт. Осталось добавить полукруглое солнце за горизонтом, навести картинку чёрным фломастером и можно раскрашивать.
- Весь пляж, кроме бугорков под пальмами, закрашиваем коричневым цветом. Заштриховываем море голубым, а горы сиреневым. Участок под пальмами оформляем зелёным. Прорисуйте облака на небе, здесь заштриховывать нужно не всё, облака оставляем белыми.
- Левую часть пальм делаем чёрной. На правую сторону наносим тёмный коричневый оттенок. Листья на деревьях лучше нарисовать фломастером. Проводим тонкие линии. Закрасьте солнце.
Осталось закрасить пляжные атрибуты и корабль в море рисунок. Можно воспользоваться цветами, которые показаны на примере от megamaster.info. После этого можно считать оконченным.
1. Момент
Как мы уже сказали выше, для того, чтобы создать хороший морской пейзаж, вам потребуется огромное терпение. Пожалуй, иметь такое терпение не нужно ни в каком другом жанре фотоискусства. При съемке моря фотограф постоянно находится в состоянии поиска. Поиска цвета, света, сюжета, необходимого состояния моря.
Огромное значение при фотографировании моря играют свет, а также солнце. Следует знать, что у естественного солнечного света (про искусственный свет тут и речи идти не может) есть три главных качества: направление, цвет и интенсивность. В основном все три этих фактора зависят от времени суток, в которое производится съемка. Отсюда легко можно сделать простой вывод: качество и настроение морского пейзажа главным образом зависит от того времени, в которое фотограф пришли на берег моря чтобы сделать снимки.
Стоит напомнить вам вот еще о чем. Перед тем, как собраться на фотографирование моря, позаботьтесь о своей аппаратуре. Дело в том, что на морском берегу всегда повышенная влажность, в воздухе парят мельчайшие капельки воды, а ветер поднимает с земли мелкие частички песка и земли. Для того, чтобы защитить от всего этого переднюю линзу объектива вашей фотокамеры, оденьте на него защитный фильтр. А саму фотокамеру совсем не лишним будет поместить в специальный бокс, защищающий ее от воздействия пыли и капелек воды.