Семья и дети
Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Первую – Олофи — он нашел в Скандинавии, вторую – Рогнеду — забрал силой из Полоцка, третья – Адель — была родом из Чехии, Манфреда – из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной.
Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них – мальчики, а значит, наследники престола.
Тысячелетие крещения Руси
1988 году в СССРТысячелетия
Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси
Храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове.
Картина «Крещение Руси». Момент крещения киевлян в водах Днепра князем Владимиром.(В.М. Васнецов, 1890. Третьяковская галерея, Москва)
Виктор Михайлович Васнецов. Крещение Руси. 1890. Холст, масло. 214 x 187 см. Третьяковская галерея, Москва.
1025 лет Крещению Руси (Совместный выпуск Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, 28.07.2013 г.)
На почтовом блоке изображена фреска «Крещение Руси» В.М. Васнецова (1885–1896) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Звезда и знак ордена Святого Владимира 1-й степени Почтовая марка России, 1999 год
Орден Святого князя Владимира Почтовая марка России, 1999 год.
Крест и звезда ордена Св. Владимира 1-й и 2-й степени со скрещёнными мечами
Императорский орден Святого князя Владимира.
князя Владимира Крестителядо 1917
Александр Суворов
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира
Орден святого равноапостольного великого князя Владимира.
орден Русской Православной Церкви
учреждён в 1958 годупервый орден РПЦ
Празднование 900-летия Крещения Руси в Киеве. Молебствие на реке Днепре с водоосвящением
Празднование 900-летия Крещения Руси в Киеве.
Празднование 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 года в Москве
Празднование 900-летия крещения Руси, Москва. (Предположительно, снято с колокольни Св. Софии).
900-летие Крещения Руси
Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов.
Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов.(Государственный Исторический Музей)
Медаль в память освящения Владимирского собора в Киеве.
Владимирский собор. Начало XX века.
Владимирский собор в Киеве
«Вечная Россия» («Сто веков»), Илья Глазунов, 1988.Это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси
«Вечная Россия» («Сто веков») — картина И. С. Глазунова. 1988, Холст, Масло. 300 x 600 см, Музей Глазунова, Москва.
Глазунов представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Монеты Банка России
(Серия: Святой равноапостольный великиий князь Владимир — Креститнль Руси)
Монета Банка России. Аверс, 25 руб. Серебро. Диаметр 60 мм.
Монета Банка России. Реверс, памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
Монета Банка России. Аверс, 3 руб. Серебро. Диаметр 39 мм.
Монета Банка России. Реверс, Храм Святого равноапостольного Владимира в Херсонесе
родился
в 988 годуустроил массовое крещение
смерти
Монета СССР
Монета СССР. 25 рублейЙ, 1988, палладий
1000 летие крещения Руси, Памятник князю Владимиру Святославовичу в Киеве (сооружён в 1853 году)
Почтовая марка «Святой князь Владимир — Креститель Руси»
Эта марка стала лучшей маркой 2015 года по мнению членов Национальной академии филателии.
Грамота Национальной Академии Филателии.
Марка «Святой князь Владимир – Креститель Руси»к 1000-летию Крещения Руси
Марка «Святой князь Владимир – Креститель Руси».Художник-дизайнер – Ульяновский C.
Страницы:
2
По теме:
- ›››
-
Православный календарь на
год ›››
Биография 3
История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.
В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.
Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.
Крещение Руси.
Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.
Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.
Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.
Для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Книжная миниатюра
Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.
Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672
Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон
Российские императоры
Пётр I Великий (22 октября 1721 по 28 января 1725)
Екатерина I (28 января 1725 — 6 мая 1727)
Пётр II (6 мая 1727 — 19 января 1730)
Анна Иоанновна (4 февраля 1730 — 17 октября 1740)
Иван VI (17 октября 1740 — 25 ноября 1741)
Елизавета Петровна (25 ноября 1741 — 25 декабря 1761)
Пётр III (25 декабря 1761 — 28 июня 1762)
Екатерина II Великая (28 июня 1762 — 6 ноября 1796)
Павел I (6 ноября 1796 — 11 марта 1801)
Александр I (12 марта 1801 — 19 ноября 1825)
Николай I (19 ноября, фактически с 13 декабря 1825 — 18 февраля 1855)
Александр II (18 февраля 1855 — 1 марта 1881)
Александр III (1 марта 1881 — 20 октября 1894)
Николай II (20 октября 1894 — 2 марта 1917)
Смерть
В последние годы жизни у Владимира был конфликт с двумя старшими сыновьями:
- Святополком (рожден от наложницы Ярополка, греческой монахини, но усыновлен Владимиром);
- Ярославом (младший сын Рогнеды Полоцкой, княжил после смерти старшего брата Вышеслава в Новгороде).
Святополк, будучи соправителем отца в Киеве, хотел при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава, захватить великокняжеский престол. Заговор был раскрыт Владимиром, и Святополк отправился в темницу. Ярослав же прекратил отправлять в Киев собранные в Новгороде княжеские и церковные деньги. В начале 1015 года Владимир стал планировать поход в новгородские земли, но 15 июля 1015 года он внезапно умирает в своей резиденции, расположенной под Киевом – Берестове.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Уподо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в, богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому Гра́ду уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер Христа́,/ избра́вшаго тя́ я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную, вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .
Ин тропарь, глас 1
Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти́:/ сла́ва вразу́мльшему тя́ Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя́ Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю́ страну́ Ру́сскую.
Ин тропарь, глас 8
Правове́рия наста́вниче/ и всея́ Руси́ просвети́телю,/ благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире,/ святы́м Креще́нием все́х просвети́л еси́/ и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́,/ о прему́дре Васи́лие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.
Монахиня Иулиания (Соколова). Киевские чудотворцы (фрагмент иконы Всех святых в земле Российской просиявших, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Ризница Троице-Сергиевой лавры |
Тропарь Собора Киевских святых, глас 8
Насади́теля ве́ры и князе́й Ки́евских верхо́внаго/ дне́сь собо́р святы́х Ки́евских я́ко первонача́льника своего́ восхваля́ет,/ апо́стола Андре́я во благове́стии подража́теля,/ Кири́лла и Мефо́дия трудо́в о просвеще́нии продолжа́теля,/ блаже́нных Аско́льда со О́льгою прее́мника во правове́рии ./ Те́мже и вси́ лю́дие воспева́ют отца́ своего́, ве́рно вопию́ще:/ Христа́ Бо́га моли́ ми́р оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу, в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся́, я́ко младе́нческая, мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко му́ж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не,Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .
Ин кондак, глас 8
Изря́дному воево́де и правове́рному,/ благода́рственная воспису́ет ти́ вся́ Ру́сь, Васи́лие,/ иму́щи тя́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вил еси́ на́с от вся́кия скве́рны и ле́сти,/ те́мже ти́ вопие́м:// ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.
Ин кондак, глас 4
Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг,/ Христа́, все́х и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́./ Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́,/ пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя́,/ я́ко Тро́ице служи́теля,// Христа́ моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Величание
Велича́ем тя́,/ святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю́ Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго .
Василий Суриков, росписи храма Христа Спасителя
Василий Суриков. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей
Василий Суриков. Четвертый Вселенский халкидонский собор. 1876. Государственный Русский музей
Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение храма Христа Спасителя, историки и исследователи знали о Византии уже гораздо больше. Художнику поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III–IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. Сами росписи погибли во время сноса храма, но эскизы Сурикова сохранились.
Художник не стал копировать облачения православных батюшек в своей работе. Драпировки священников струились, напоминая ромейские тоги, но такие детали их облачения, как митры и омофоры, приближали их вид к каноничному изображению святых отцов на византийских иконах. Суриков тщательно изучал византийскую архитектуру, поэтому интерьеры изобразил на фресках весьма достоверно, как и императорские венцы и троны, которые аккуратно скопировал с древних монет и рельефов.
Правда, завершенные росписи значительно отличались от эскизов. Например, сначала Суриков изобразил епископов длиннобородыми, в «восточном» стиле, но по настоянию переписал их лица, сделав бороды короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль эскизов, и в итоге «Соборы» получились достаточно академическими и сдержанными. Суриков писал родным, что спорить с таким решением не собирался — он хотел скорее завершить работу по государственному заказу и получить гонорар.
***
***
Богослужебные тексты
Владимир Святославич в богослужебных текстах упоминается уже в каноне князьям-страстотерпцам Борису и Глебу в Минее служебной 1-й пол. XII в. . Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон Владимиру Святославичу, датируется кон. XIII – нач. XIV в. . Встречается в каноне и эпизод ниспровержения идолов Перуна и проч. языческих богов на месте строительства церкви: «Божественною волею твоею безбожнаго Перуна и кущю бесовьскую скрушивъ, и къ опаши коньстии привязавъ, повеле бити воиномъ идолы» . В стихире «О преславное чюдо» из того же списка говорится о связи имен свт. Василия Великого и Владимиру Святославичу, сравниваемых, как в «Слове» Илариона, с ап. Павлом: «От лица днесь Василия веселяхутьс, въ честнеи его церкви, и царствует Христос Бог, обретевъ его яко Паула преже, и поставивъ князя вернаго на земли своеи» .
На материале рукописей XIII–XVI вв. М. Славнитский выявил 3 редакции службы Владимиру Святославичу (XIII, XV и XVI вв.) и сделал вывод, что в печатные минеи XVII–XIX вв. не вошли многие из древнейших текстов. В ряде нотированных рукописей XVI–XVII вв. содержится служба, неск. песнопений которой повествуют об отношениях Владимира Святославича с Хазарией.
Самый ранний нотированный источник, содержащий стихиры Владимиру Святославичу, был выявлен прот. Василием Металловым и датируется кон. XIV в. . Со временем служба Владимиру Святославичу была обогащена новыми вариантами и редакциями распевов: так, в полном Стихираре сер. XVII в. 11 стихир Владимиру Святославичу имеют надписание «ино знамя». Существует также путевая редакция песнопений Владимир Святославич .
Тексты песнопений Владимиру Святославичу опубликованы в трудах митр. Макария (Булгакова) , И. К. Куприянова , Е. Е. Голубинского , Славнитского. Муз. текст 2 стихир Владимиру Святославичу издавался прот. Металловым, Р. Паликаровой-Вердей, Н. С. Серёгиной.
Крест Робичича
Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ — из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран спасителем, предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?
Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравнится с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.
Малуша
Ольга «в гневе» на свою рабу, за то, что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.
Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «Дай нам Владимира», — он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену – чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца — сына Вышеслава.
Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.
Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», — с осуждением писал о Владимире летописец.
Князь Владимир и жена его Апраксия Королевична
Собирался изменить принцип престолонаследия
В то время престолонаследие происходило по принципу старшинства. У Владимира было тринадцать сыновей, он хотел завещать все любимчику Борису. Неизвестно, кто был его матерью. По родословной Борис – сын неизвестной «болгарыни». Существует мнение, что эта женщина – не кто иная как Анна Византийская.
Сын Владимира Святополк устроил заговор против отца. Ярополк, владеющий Новгородом, отказался платить дань. История Владимира повторялась с его детьми, снова началась борьба за власть. Владимир не успел ничего сделать, он умер. После его смерти Борис был убит собственными братьями.
Борьба с печенегами
Основной проблемой на юго-востоке Руси оставались печенеги, которые, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, кочевали всего на расстоянии одного дня пути от границы. Степняки с 988 года совершали регулярные набеги на приграничные территории, разоряя города, уводя людей в плен.
Битва на реке Трубеже
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
992 | Печенеги | Очередной набег печенегов на южные русские земли | Победа дружины киевского князя. |
Битва с печенегами под Василевом
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
996 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка прорваться к Киеву | Поражение войска князя и его чудесное спасение, в честь которого была возведена церковь Преображения в Василеве. |
Осада печенегами Белгорода
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
997 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка воспользоваться отъездом князя Владимира в Новгород (князь хотел нанять варягов для борьбы с печенегами) | Длительная осада Белгорода. |
Дальнейшие столкновения с кочевниками
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год | Печенеги | Попытка захвата Киева в отсутствии князя Владимира. | Печенеги были разбиты киевским воеводой Александром Поповичем. |
1013 год | Печенеги, поляки | После поражения Болеслава I печенеги уходят с территории Руси. | |
1015 (не подтвержденные данные) | Печенеги | Смерть Бориса Владимировича на реке Альте (возможно, что весть о вторжении – провокация со стороны Святополка, попытка удалить княжескую дружину из Киева). |
Торговый договор с Волжской Булгарией
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год (совместно с Византией) | Армения | Выполнение союзнических обязательств (киевский князь предоставил шеститысячное войско) | Военная добыча. |
1000 год | Дунайская Болгария | Разведка, попытка возвращения территорий, завоеванных Святославом. | Захват Переяславца, военная добыча и заключение мирного договора. |
В 1006 году Владимир перезаключил договор с Волжской Булгарией. По этому договору:
- обеими странами гарантировалась безопасность волжского торгового пути;
- русские купцы могли беспрепятственно торговать на территории Волжской Булгарии;
- купцы из Булгары могли посещать любые русские города, но торговать – только с купцами, а не напрямую с местным населением.
Конфликт с Болеславом I Храбрым и заключение мира
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1013 год | Сын Мешко I Болеслав I Храбрый в союзе с печенегами | Попытка поляков вывести города Червенской Руси из-под контроля Киева. | Поражение поляков и печенегов. Заключение мирного договора и династического брака: сын Владимира, Святополк, женился на дочери Болеслава. |
Назначение сыновей на княжения
Еще при жизни князь Владимир назначил своих многочисленных сыновей на княжения в различные города Руси. Эту традицию он перенял от отца Святослава. Его дети занимали престолы следующих городов:
- Вышеслав – Новгород (до 1010 года);
- Святослав – Туров;
- Изяслав – Полоцк (до 1001 года, потом Полоцком самостоятельно от Киева правили его наследники);
- Ярослав – Ростов (до 1010 года), Новгород;
- Всеволод – Владимир-Волынский;
- Мстислав – Тмутаракань, Чернигов;
- Станислав – Смоленск;
- Судислав – Псков;
- Святослав – Искоростень;
- Борис – Ростов;
- Глеб – Муром.
Поступая таким образом (отправляя на княжение сыновей, а не ставя наместников), Владимир хотел обеспечить себе полный контроль над территорией государства.
Вражда между сыновьями
Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.
Князь Владимир Святославич с сыновьями
Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.
Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.
Святополк и Ярослав
Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.
Правление Владимира после крещения Руси
По свидетельству летописцев, суровый князь словно переродился, приняв новую религию. Все оставшиеся годы правления он посвятил в прямом смысле слова служению народу. Он успешно воевал с печенегами, изгнав их на несколько лет. Он заставил покориться племена вятичей, чуди и волжских болгар. Прикарпатье присоединилось к Киевской Руси.
На юге государства Владимир строил хорошо укрепленные города, которые должны были защитить землю от набегов кочевников.
Государство он поделил на области, во главе каждой поставил одного из своих сыновей-княжичей. Сам много содействовал возведению храмов, приглашал греческих мастеров для строительства и росписи. Создавал училища, где шло обучение грамоте. Поскольку эти школы существовали при храмах, христианские священники много сделали для просвещения Руси. Князь Владимир заботился о больных и убогих, щедро раздавая деньги из государственной казны на благотворительные цели.
Претерпели изменения и нормы права: прекратились казни преступников – князь велел заменить их денежным откупом.
Популярные сегодня темы
-
День космонавтики
Ежегодно 12 апреля во всем мире отмечается День космонавтики, посвященный полету первого человека в космос. В 1961 г. советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил оборот вокруг Земли.
-
Царь-колокол
Царь-колокол – именно так называют памятник русского литейного искусства 18-ого века. Он представляет из себя гигантский колокол высотой 6,24 метра, 6,6 метров в диаметре и весом в 202 тонны
-
Правила дорожного движения
Дорога – неотъемлемая часть нашей жизни. А пешеходы — участники этой части. Они обязаны не нарушать указания, если хотят остаться живыми и целыми. Но что для этого нужно делать? Это должен зн
-
Вши
Вшами — мелкие кровососущие насекомые, что обитают в местах на теле человека, обладающих растительностью. Подобное заболевание также называется педикулезом, однако данный медицинский термин
-
Балалайка — музыкальный инструмент
Почти у каждого народа есть свой национальный инструмент. При упоминании волынки представляем шотландцев, губной гармошки – немцев, домбры — казахов. Национальным инструментом русского народа
-
Памятники
Без истории нет будущего. Поговорим о памятниках истории, это не только те которые стоят на площадях и в парках. Памятниками истории могут быть исторические, памятники культуры и архитектуры
Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу
Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.
После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждёт подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.
«Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде, 1770 г. А. П. Лосенко. (Государственный Русский музей)
За 2 года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идёт на тебя».
Первые иконописные изображения святого
Достоверных сведений об иконах князя, созданных в домонгольский период, нет. Есть лишь предположения исследователей, что его образ был в Спасо-Преображенской церкви в Нередице и в Успенском соборе Владимира. Однако, из-за плохого состояния данных фресок, это нельзя утверждать с достаточной определенностью.
Также имеется вполне вероятное предположение советского ученого С.А. Высоцкого, исследователя фресок Софийского собора в Киеве, о существовавшем здесь изображении князя Владимира в составе ктиторской композиции в западной части собора. К сожалению, это изображение тоже не сохранилось в первозданном виде до наших дней.