50 художников и их работ, которые оставили след в истории и сердцах людей

«Явление Христа народу» Иванова (1857 г.)

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Третьяковская галерея.

Александр Иванов (1806—1858) очень хотел затмить Брюллова с его «Помпеями». Взял полотно в 2 раза больше. И работал в 4 раза дольше (20 лет против брюлловских пяти).

Но что-то пошло не так. Никто Иванова на руках не носил (хотя он надеялся на это). Триумф не состоялся.

Публика не оценила ряд из 35 персонажей в разноцветных хитонах. К тому же картина сложно «читается»: ведь у каждого из этих персонажей своя реакция на первое появление Христа! Кто-то радуется. Кто-то сомневается, что это «Агнец Божий». А кто-то и злится, так как выискался новый конкурент.

Да, в картине нет эффектного буйства стихии, как у Брюллова и Айвазовского. И нет повода для сочувствия  по поводу трагичной судьбы главных героев.

А публика привыкла к спецэффектам: вот и не впечатлилась. Что ж, в наше время голливудские блокбастеры тоже более популярны, чем авторское кино.

Но на самом деле Иванов осуществил в одиночку революцию в русской живописи. Переход от театральных и помпезных историй  к переживаниям обычных людей.

И русские реалисты (Репин, Крамской, Саврасов и прочие) стали такими, какими мы их знаем, только благодаря живописным подвигам Иванова.

О картине читайте в статье «Явление Христа народу: в чем успех и провал картины».

«Бурлаки на Волге» Репина (1870—1873)

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей.

«Бурлаки на Волге» — главный шедевр Ильи Репина (1844—1930). Хотя создал художник его, когда ему не было и 30 лет.

Картина стала особенно популярной в советское время. Очень уж такой сюжет подходил под идеологию об угнетённых. Так что видели мы ее и в учебниках, и на спичечных коробках.

Помните, я рассказывала выше про революцию Александра Иванова? Он первым в русской живописи поставил в ряд обычных людей и наделил их разными эмоциями.

Так вот Репин все уроки Иванова усвоил. Но довёл реализм до абсолюта.

Позировали художнику реальные бурлаки. Мы знаем их имена и судьбы (то есть этим людям повезло: они вошли в историю).

Их внешний вид невероятно правдоподобен. Именно такой одежда и становится от многолетнего ношения и ходьбы по прибрежному бурелому.

В этом плане Иванов ещё был классицистом: хитоны его героев слишком чистые, как в витрине магазина.

Но не только оборванный вид бедняков заставляет нас им посочувствовать.

Художник ещё и пароход вдали нарисовал. Мол, уже двигатели изобрели, а все над людьми издеваются. Да, русские художники любили добавить вот это «Ах, как нехорошо».

«Девятый вал» Айвазовского (1850 г.)

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург.

Карл Брюллов сказал, что чувствует соль на губах, когда смотрит на «Девятый вал» Ивана Айвазовского (1817—1900). Реалистично — это не то слово. Но не все так просто.

В открытом море волновые фартуки НЕ встречаются. Загибы у волн образуются только у берега. Поэтому серферам в открытом море делать нечего.

Иван Айвазовский пошёл на эту хитрость, чтобы буйство природы сделать … эффектнее. Ведь, как и Брюллов, он был романтиком и воспевал величие стихии.

У «Девятого вала» были все шансы стать шедевром. Айвазовский был единственным русским маринистом в то время. При этом работал невероятно мастерски. Да ещё и показал душещипательную трагедию моряков.

О картине читайте в статье «Девятый вал: почему это шедевр».

«Грачи прилетели» Саврасова (1871 г.)

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Алексей Саврасов (1830—1897), как и Александр Иванов, совершил революцию. Но более узкоспециализированную. В области пейзажа.

Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.

Картина имеет один парадокс.

С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. А что ещё можно ожидать от конца марта, да ещё в малоухоженной русской глубинке? Тут уж слякоть, серый цвет и обветшалость обеспечены.

Но каким-то волшебным образом нам все это кажется милым и душевным. Секрет — в тонком направлении зрителя к приятным эмоциям.

Ведь художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится.

Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.

С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.

О картине читайте в статье «Грачи прилетели: почему картина стала культовой»

«Утро в сосновом лесу» Шишкина (1889 г.)

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея.

Иван Шишкин (1832—1898) мог себе позволить критиковать других художников. Вот и Илье Репину от него досталось. Он обругал неправильно нарисованные деревья на картине «Бурлаки на Волге».

Репин своих первых «Бурлаков» уничтожил. А на той картине, которую мы знаем, на всякий случай не стал изображать деревья. Дабы не злить Шишкина.

Да, Шишкин был глыбой реализма. Его натуралистичность поражает. Стоя перед его «Мишками», можно запросто почувствовать утреннюю влажность воздуха и услышать треск сучьев. Изумрудный мох, серо-голубой туман и охристые стволы старых сосен создают невероятную ауру лесной чащи.

Фотографии такое не подвластно. Поэтому нет смысла говорить о том, что шишкинский реализм не нужен в эпоху моментальных снимков. И неизменная любовь людей к его «Мишкам» — тому подтверждение.

О картине читайте в статье «Мишки в сосновом лесу: иной взгляд на шедевр».

В заключение. Немного об истории русской живописи

Вспоминая эти 7 потрясающих русских шедевров, мы заодно и в истории русской живописи немного разобрались.

В начале XIX века писали катастрофы, но не русские: либо несчастья древних римлян (Брюллов), либо отчаянную борьбу иноземных моряков с буйным морем (Айвазовский). Во всем этом много театральных страстей.

Потом пришёл Иванов и создал тихий шедевр: много людей и все со своими эмоциями. Работа оказалась этаким смешением реализма и классицизма (подвели художника нереалистичные хитоны).

Но именно с Иванова начинается в русской живописи эпоха реализма (Репин, Саврасов, Шишкин).

И лишь Серов сделал робкую попытку этот реализм пошатнуть, внеся в русскую живопись немного импрессионизма.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Оцените статью
ЗА ШУТКИ
Добавить комментарий