15 интересных фактов про Генри Форда
Представим занимательную информацию о Henry Ford, которую мало кто знает:
- Генри окончил только начальную школу. Он любил повторять: «Умный — тот, кто умеет привлекать к себе на работу людей, образованней, чем он сам».
- Изобретатель стал первым в мире человеком, получившим водительское удостоверение.
- «Форд Т» называли «жестяной Лиззи». Это имя было в начале ХХ века самой распространенной в Америке кличкой для фермерских лошадей.
- Неудивительно, что самолеты Ford Trimotor , по аналогии стали именовать «жестяными гусями».
- Ярый пацифист, вложил $1 млн в пропаганду против ведения Первой Мировой.
- Несмотря на то, что Форд был христианином, он по-настоящему верил в переселение душ: считал, что в прежней жизни был солдатом-северянином, погибшим в бою под Геттисбергом в 1863.
- Перед воротами всех автозаводов промышленника висела поучительная надпись «Помните, что Бог создал людей без запчастей».
- Был не только верующим человеком, но и вегетарианцем.
- «Он мой вдохновитель» — так отзывался о Форде Адольф Гитлер.
- На Ford T ездили разные исторические личности от Эрнеста Хемингуэя до Василия Чапаева.
- Не боялся принимать на работу бывших мафиози. А если те вновь оказывались в тюрьме, заботился об их семьях.
- Первоначально хотел выпускать авто не на бензиновых, а на электрических моторах — сказался опыт работы в компании Эдисона.
- Предприниматель категорически отказывался брать на работу женщин.
- Лучшей рекламой своих авто считал, что именно Ford использовала для налетов легендарная гангстерская парочка Бонни и Клайд.
- Как свидетельствует один из неофициальных источников, общее состояние промышленника могло оцениваться в $188 млрд.
То, что Форд получил Большой Крест из рук Гитлера — распространенный миф. Они никогда не встречались.
Запуск промышленного конвейера
Генри Форд, биография которого описана в книге «Моя жизнь, мои достижения», взял за основу своей работы методику, разработанную для Сэмюэля Кольта. Этапы производства включают раздельную сборку для каждого элемента.
Каждый цех занимался своей работой, которая активно модернизировалась. Рассчитав, как объединить работу всего сборочного механизма, Форд создал на своем производстве единую линию, проходящую через большинство цехов. К основному конвейеру были подведены дополнительные линии для своевременной подачи необходимых элементов при сборке.
Отшлифовав процесс сборки благодаря единому конвейеру, Форд достиг удивительного результата. Каждые 10 секунд на выходе стоял готовый автомобиль на своем ходу. Таким образом, компании удалось получить прибыль, снизить конечную стоимость на авто, позволяя среднестатистическому жителю приобрести железного коня.
Осенью 1908 года сошла с конвейера первая модель легендарного инженера — Model T. Работники компании «Форд» нежно называли ее «Жестяной Лизи». Американские фермеры дают такое прозвище своим рабочим лошадкам, а ирландцы, например, этим именем нарекают непослушных и своенравных кобылиц. Цена машины была чуть больше 200 долларов на тот момент. Эта модель позволяла занять нишу на рынке, охватив круг людей со средним месячным доходом по стране.
Внедряя массовое производство на своем заводе, Форд сумел добиться повышения суточного жалования рабочим. Все пьющие, играющие, имеющие проблемы с выплатой алиментов, судимые, находящиеся в розыске не могли попасть в коллектив. Позже хозяин компании передумает, изменив свое отношение к людям, имеющим проблемы с семьей и законом, считая, что это не его забота. Для порядка на линиях сборки Форд часто прибегал к услугам криминальных авторитетов, назначая их смотрящими на площадках. Метод, разрушающий добрую репутацию, работал безукоризненно. Никаких драк и перебранок, рабочие занимались исключительно делами, входящими в их обязанности.
Следующим шагом стало деление рабочего дня на три смены, перевод производства на круглосуточный режим работы. Восьмичасовой рабочий день ввел Генри Форд. Биография его повествует, что он организовал тем самым несколько сотен рабочих мест, так необходимых местным жителям.
Детство и юность
Генри с детства не любил крестьянский труд. Любую работу на ферме он выполнял с большой неохотой. Отец считал его лентяем и неженкой, но дело было в другом.
Например, вместо таскания тяжелых ведер проложить несколько метров водопроводных труб. Об этом Генри Форд много лет спустя вспоминал в автобиографии.
Зато мальчик с ранних лет интересовался различными механизмами. Когда отец подарил Генри наручные часы, он мгновенно разобрал их. Поняв механизм, он успешно собрал их заново. Отец скептически относился к его увлечению. Он хотел, чтобы Генри пошел по его стопам.
Форд учился в местной церковной школе, где образование было некачественным. Уже в зрелом возрасте глава успешной компании Форд умудрялся делать элементарные ошибки в контрактах. Но этот факт его нисколько не смущал. Однажды бизнесмен засудил газету, назвавшую его «невежественным». Главным недостатком Форд считал не отсутствие знаний, а неумение применять их на практике.
Огромное впечатление на будущего промышленника произвел автомобиль, который он случайно встретил недалеко от Детройта. Когда мальчику было 13 лет – он впервые починил часы. В 15 – он уже умел ремонтировать любые из них.
Тогда же Форд принял решение уехать в Детройт. Он устроился учеником в механическую мастерскую. Родные тяжело восприняли решение Генри. «Они считали меня почти погибшим», – так он написал об этом в своей книге.
Истории успешных людей: Олег Тиньков: биография, состояние на 2020 год
Борьба за место под солнцем
Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года. Его семья жила в Мичигане. Родители Генри были фермерами, далёкими от каких-то изобретений и инноваций. Они вели простую, привычную для себя жизнь и далеко в будущее не заглядывали. А вот Генри был не таким. Он постоянно что-то мастерил и изобретал. Тяжёлый физический труд, с которым мальчишка познакомился ещё в раннем детстве, казался ему чем-то устаревшим. Он понимал, что можно придумать какие-нибудь «штуки», чтобы уменьшить нагрузку. Но родители его не слушали. Они надеялись, что все «глупости» со временем выветрятся из головы старшего сына. Но этого не произошло. Однажды Генри получил в подарок часы, и они перевернули его жизнь.
Мальчик досконально изучил механизм, научившись без чьей-либо помощи его ремонтировать. Освоив часы, Форд начал знакомство с паровым двигателем. И даже сумел один собрать. Но никаких перспектив в нём Генри не видел, поэтому решил двигаться дальше.
Окончив школу, Форд переехал в Детройт, где стал трудиться учеником механика в одной из мастерских. Для родителей Генри это был настоящий удар. Но они верили, что сын «наиграется» и вернётся на ферму. Сам Форд в свободное время продолжил работу над различными изобретениями, а в качестве подработки ремонтировал часы. У него даже была мысль всерьёз заняться их производством, но на этот шаг Форд так и не решился.
Генри Форд, 1888. (Wikimedia Commons)
Спустя какое-то время Генри устроился на работу в компанию Westinghouse, которая занималась сборкой и ремонтом локомобилей. Все они казались Форду очень громоздкими и тяжёлыми. И это, по его мнению, негативно влияло на их конечную стоимость. Локомобиль не мог стать массовым из-за слишком высокого ценника. Форду захотелось сделать собственное транспортное средство, которое отличалось бы низкой ценой.
Началась работа. В качестве движущей силы Форд выбрал паровой двигатель. Но ему никак не удавалось найти баланс между весом повозки и её мощностью. В конце концов, Генри отказался от этой затеи
Распрощавшись с паровым двигателем, изобретатель обратил внимание на двигатель Отто. И чтобы ничего не мешало ему заниматься работой, он вернулся на родительскую ферму
В своей мастерской Генри работал не только над двигателем Отто, но и над его двухцилиндровым бензиновым «сородичем». Проблема была лишь одна — удалённость фермы от города. Изобретатель постоянно сталкивался с нехваткой нужных книг и запчастей.
Помог случай. Генри пригласили на работу в Edison Electric Illuminating Company с ежемесячной зарплатой в 45 долл. Форд, конечно, принял приглашение. Вскоре вместе с семьёй он вновь поселился в Детройте. Днём он работал в компании Эдисона, а ночью — творил в мастерской.
В 1896 году Генри сумел собрать свой первый автомобиль — Quadricycle. Это была обычная тележка с бензиновым двигателем, выдававшим всего 2 лошадиные силы. Через год Форд начал выезжать на ней в город. Грохот при движении пугал лошадей и вызывал недовольство людей. Но Генри это не останавливало, он отчётливо понимал, что находится на правильном пути.
Ford Model T. (Wikimedia Commons)
Форд ушёл из компании Эдисона и создал свою — «Детройтскую автомобильную компанию». Но дела шли крайне плохо. Взгляды Генри и совета директоров на развитие предприятия не совпадали. Дело шло к банкротству. И руководство пригласило в качестве кризисного менеджера Генри Лиланда, опытного механика и изобретателя. Естественно, конкуренты не сработались. И Форд ушёл, забрав с собой право на использование своего имени в названии предприятия. А вместо «Детройтской автомобильной компании» появился «Кадиллак».
В 1903 году Форд основал Ford Motor Company. И начал производство автомобилей. Было выпущено несколько моделей, которые пользовались успехом у американцев. Но настоящий триумф пришёл в 1908 году, когда появился Ford Model T. Автомобиль получился недорогим, но качественным и надёжным. Всё это позволило ему конкурировать на равных с продукцией других автомобильных компаний, причём не только в США, но и в Европе.
Бунт!
Первый бунт состоялся в Фордландии еще до того, как она даже начала строиться. Строители, привезенные сюда для обустройства колонии, обнаружили, что здесь нет абсолютно ничего, кроме слегка «подстриженного» лесорубами холма. Вдобавок к этому оказалось, что вся еда не пережила путешествия в трюме и сгнила. В начавшейся драке едва не дошло до смертоубийства. Но это было только начало.
Ко всеобщему унынию, болезням и национальной напряженности добавилась еще одна сводящая с ума деталь. Все годы активного существования Фордландии — с 1928 по 1934 — она была абсолютно бесполезна. Плантация, ради которой все затевалось, не дала ни капли каучука. Менеджеры Форда абсолютно ничего не понимали в выращивании гевеи. Деревья посадили близко друг к другу — в итоге они выросли чахлыми. Из-за этого же вся плантация заразилась грибком и клещами — и вымерла. Представьте: вы приезжаете в унылую дыру посреди джунглей, а здесь нет ни развлечений, ни достойной компании. И даже нормальной работы нет — только высаживай гевеи и следи за тем, как результаты всех твоих трудов дохнут. Раз за разом.
Неудивительно, что вскоре рабочие начали бунтовать против режима. Сначала тайно: они контрабандой провозили в город алкоголь, сигареты, карты и прочие запрещенные вещи. Однако по Фордландии постоянно ходили соглядатаи, выслеживающие нарушения. Да и стучать друг на друга в этом высокодуховном раю стало нормой.
Со временем работяги построили недалеко от Фордландии целый городок порока. Он стоял вне территории, подотчетной Форду, в 8 километрах ниже по течению реки и носил издевательское название «Остров Невинности». Это царство анархии сплошь состояло из баров, борделей, игорных домов (вернее, лачуг) и алкоголь лился здесь как в каком-нибудь пиратском логове. Здесь же зачинались все те конфликты, которые потом вспыхивали в Фордландии.
В 1930 году произошло самое сильное восстание в истории Фордландии. Оно началось в столовой из-за недовольства бразильцев «едой белых» — им надоели полуфабрикаты, и рабочие требовали как-то разнообразить меню. Катализатором стал конфликт между начальником Каем Остенфельдом и каменщиком Мануэлем Каэтано. Обе стороны — американцы и бразильцы схватились за первое попавшееся оружие и начали остервенело дубасить друг друга. Бунтовщики кричали Quebra-Panelas! («Бей посуду!») и это стало их девизом.
Восстание шло несколько дней, за это время рабочие с мачете в руках перерезали телеграфные провода, разрушили генераторы, общественные здания и даже собственные дома. Менеджеров и повара выгнали в джунгли. Руководство Фордландии сбежало на корабле. Чтобы угомонить восставших, Форду пришлось обратиться к авиамагнату Хуану Триппе, чтобы тот доставил к месту побоища солдат бразильской армии. Только прибытие десанта спасло колонию от полного разрушения.
Детство будущего предпринимателя
Мальчик Генри был сыном иммигрантов из Ирландии. Он появился в семье, когда родители Генри проживали в США в Дирборне. У Уильяма и Мари Форд было еще несколько детей. В общей сложности у Генри было 2 сестры и 3 брата.
В Штатах Форды жили и работали на ферме. Генри с детства усвоил, что в сельское хозяйство вкладывают больше, чем получают в итоге, поэтому в раннем детстве отказался от идеи стать фермером.
Датой рождения Генри Форда считают 30 июля 1863 года.
Все образование мальчика заключалось в паре классов церковно-приходской школы. Форд до самой старости так и писал с множеством ошибок. В возрасте 12 лет на семью Фордов обрушилось несчастье: умерла мать Генри. Мальчик тяжело перенес утрату. От грустных мыслей его в итоге отвлек локомобиль, который он однажды увидел в своем родном захолустье.
С тех пор, будущий изобретатель воспылал страстью к движущимся механизмам. Уильям не обрадовался увлечению сына. Он считал, что не стоит забивать голову глупостями, ведь нужно усердно трудиться на ниве фермерского хозяйства.
Осознав, что от отца он помощи не дождется, Генри в 16 лет поехал в Детройт и поступил там подмастерьем к местному механику. Спустя 4 года молодой человек вернулся к отцу на ферму. Днем он работал на полях, а ночами создавал первые механизмы. Так на свет появилась молотилка с бензиновым двигателем. Генри сделал ее, чтобы облегчить труд стареющего отца. Вскоре, на молотилку нашелся покупатель. Им оказался Томас Эдисон, который купил патент у Генри Форда, а также взял его к себе на работу.
Генри Форд: краткая биография. Детство
Жарким днем 30 июня 1863 года в штате Мичиган родился будущий создатель компании «Форд». Учился в обычной школе, имел много друзей. На тринадцатый день рождения отец подарил ему наручные часы. Механизм настолько заинтересовал мальчика, что, не выдержав, он разобрал их, позже без труда собрал обратно. Процедуру он повторял не единожды. Знакомые, видя природный талант мастера со скрупулезным подходом к ремонту, стали обращаться к сыну фермера за помощью в починке настенных и наручных часов. Инструментов на тот момент не хватало, приходилось пользоваться подручными средствами в виде перочинного ножика, старой отвертки со сбитыми зубцами.
Молодой Генри чувствовал, что ведение хозяйства — не его дорога. В июле 1876 года он с отцом находился в Детройте. Мимо него по дороге медленно двигалось транспортное средство, движимое паровым двигателем. По его собственным воспоминаниям, это был локомобиль.
Великие цитаты Форда: топ-7
Одно из самых знаменитых высказываний промышленника: «Покупатель может выбрать любой цвет автомобиля, если этот оттенок черный». Но он известен и другими яркими афоризмами:
- «Человек по-настоящему умирает, когда перестает меняться к лучшему. А похороны — пустая формальность».
- «Когда ты думаешь, что весь мир против тебя, вспомни, что самолет взлетает против ветра».
- «Люди чаще преждевременно сдаются, чем терпят поражения».
- «Нет ничего позорного в честной неудаче. Провал — ваш шанс начать заново».
- «Успешные люди вырываются вперед оттого что с пользой проводят то время, что остальные тратят впустую».
- «Я много добился потому, что умею понимать противоположную точку зрения, смотреть на мир глазами другого человека».
- «Возможно, многие люди несчастны из-за того, считают наказанием необходимость мыслить».
Миллиардер никогда не говорил: «Я хочу, чтобы вы сделали». Он сообщал: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать».
Чем все закончилось
Фордландия как коммерческий проект была обречена изначально. Генри Форд потратил на нее в общей сложности 20 миллионов долларов (более 200 млн по нынешнему курсу), но она не принесла ни цента доходов. Земли колонии оказались неподходящими для гевей, выращивать их никто не умел, а грибок окончательно уничтожил плантацию. Даже вырубленная во время расчистки территории древесина оказалась бесполезной и не стоила ни гроша. Решить проблему попытались, пригласив именитого ботаника Джеймса Р. Уэйра. Но он лишь осмотрел округу, поторговал персоной, дал несколько абсолютно идиотских советов, забрал положенную плату и сбежал, даже не сообщив об уходе.
К 1934 году колония, в которой когда-то жило 10 тысяч человек, начала стремительно приходить в упадок. В 1945 году наследник Форда, его внук Генри Форд II, решил распродать неприбыльные предприятия деда, и первой же полетела с молотка Фордландия. Вскоре она превратилась в город-призрак, где жило всего 90 человек. Однако спустя несколько десятилетий это место начало возрождаться. Теперь здесь живет около трех тысяч бразильцев, хотя совершенно непонятно, чем они занимаются. Здесь до сих пор нет никакой медицинской помощи, удобств и, судя по всему, никакой легальной работы. Может, «Остров Невинности» все же пережил Фордландию?
Тем, кто хочет узнать о Фордландии больше, советуем прочитать о ней статьи в The Giardian и New York Times, а также соответствующую главу в Atlas Obscura.
Ранняя карьера в автомобильной промышленности
В 1891 году Генри Форд получил должность инженера в компании Edison Illuminating в Детройте. Он нашел работу интересной, поскольку она дала ему возможность больше узнать об электричестве. Форд быстро поднялся по карьерной лестнице на своей новой работе, и через два года он был назначен главным инженером светотехнической компании. Одновременно с этой работой, он также начал работать над созданием экипажа на бензине или автомобиля. В 1896 году, в возрасте 32 лет, Форд завершил свой самоходный автомобиль, известный как квадроцикл Форд. Первый автомобиль Ford, Quadricycle, представлял собой простую раму с двигателем на этаноле и четырьмя велосипедными колесами.
Томас Эдисон и Генри Форд
Последующие испытания и конструктивные изменения в сочетании с успешной встречей с Томасом Эдисоном побудили Форда к 1898 году спроектировать и построить второй автомобиль. Это был также год, когда Форд получил первый патент на карбюратор. В течение следующего года Генри разработал третью модель автомобиля, собрал деньги у инвесторов и покинул компанию Edison Illuminating, чтобы заняться предпринимательством. Получив поддержку от различных инвесторов, в 1899 году он образовал Детройтскую автомобильную компанию (позже компания Генри Форда). Форд отказался выпускать автомобиль в производство, пока не усовершенствовал его. Нетерпеливые инвесторы покинули компанию в 1902 году.
Автомобили для среднего класса – прорыв Ford Motors
Через год после ухода их «Детройт Моторс» Генри Форд, история успеха которого получила новый виток, находит спонсоров и основывает собственную компанию – «Ford Motors». Он по прежнему стремится сделать автомобили дешевыми и доступными для рабочего класса поэтому при создании модели Т отказывается от дорогих материалов отделки, но этого оказывается недостаточно и Форд решает кардинально изменить производственный процесс.
Для увеличения эффективности на заводе Ford Motors вводится метод конвейерной сборки, а сами конвейеры поднимаются до уровня пояса, что делает работу в разы комфортнее. Кроме того, на производственной линии монтируются подъеемные крюки и тросы, позволяющие поднимать двигатели и тяжелые части автомобиля гораздо быстрее и с меньшим количеством людей.
Модель Т раскупали с такими темпами, что вскоре Ford Motors стала монополистом на рынке заняв более 50% сегмента. Закрепила успех компании усовершенствованная модель А.
Рабочая смена была сокращена с 9 до 8 часов, а вместо двух работало три смены, что создало новые рабочие места и позволило не прекращать производство ни на час. Среднемесячная зарплата рабочего Ford Motors составляла порядка 130 долларов (в то время 100 долларов считалось очень приличным заработком), поэтому работники были заинтересованы в том, чтобы остаться в компании.
Семья. Биография жены
В 1887 году Форд женился на Кларе Брайант. Она была младше Генри на 3 года. Её отец был фермером. Форд покорил свою избранницу часами, которые он сделал собственными руками. Клара посчитала, что из человека, у которого есть терпение собрать такой сложный механизм, получится хороший муж.
После свадьбы отец Форда выделил молодым земельный участок. Генри сам построил на нем дом. Через четыре года у Форда родился сын Эдсел.
Жена Генри Форда стала настоящей опорой для предпринимателя. Супруга верила в его успех еще больше, чем он сам. Могла часами слушать его рассуждения о механизмах и автомобилях. Клара поддерживала мужа в самые сложные времена. Даже когда он был простым механиком и вкалывал весь день на работе, а по вечерам создавал свои проекты, она была рядом.
Когда Форд принес домой свой первый двигатель, Клара помогала устанавливать его на кухне. Зимой в лютый холод она держала керосиновую лампу в сарае, чтобы Генри мог трудиться над своими механизмами. Когда первая машина Генри из-за габаритов не смогла выехать из сарая, Клара взяла в руки кирку и увеличила узкий проход.
Бизнесмен считал женитьбу крупным успехом в своей жизни. Жена Генри Форда нередко влияла на его решения, хотя старалась не вмешиваться в его дела.
Просто бизнес, ничего личного
За любой красивой историей успешного капиталиста скрывается неприглядная история людей, за счёт которых и был достигнут успех. Это норма. Триумф Форда стал возможен не только благодаря его гению. Основную роль сыграл подход к бизнесу — максимально жёсткий и требовательный. В 1913 году на предприятиях бизнесмена началась конвейерная сборка. Форд со своими помощниками определили, что на сборку одного магнето у рабочего уходило 20 мин. Они изменили принцип работы, разбив её на несколько десятков действий. Это привело к уменьшению времени до 13 мин. Затем был немного изменён сам конвейер и некоторые действия. Итог: рабочий стал собирать магнето для автомобиля за 5 мин. Точно такие же принципы вводились чуть ли не на всю конвейерную сборку. Рабочие превращались в роботов, которые из смены в смену выполняли одни и те же действия в чётком соответствии с таймингом. Сотруднику нельзя было потратить зря ни секунды. В результате время на сборку одного двигателя было сокращено с 9,9 часов до 5,9 часов. Ресурсы экономились, автомобили стоили дешевле.
Но у этого метода было много противников. Форда критиковали за безжалостное отношение к людям, за превращение их в бездушных роботов. Появился даже термин «фордизм». Вот только Генри не обращал на это внимания. Понимая, что подход требует от рабочих больших физических и моральных затрат, он компенсировал это хорошей заработной платой. В 1914 году его рабочие получали минимум 5 долл. в день (довольно много по тем временам). Правда, у Форда был специальный отдел, который следил за тем, на что рабочие тратили зарплату. Если что-то Генри не нравилось, то он увольнял этого человека.
Завод Ford, 1913. (Wikimedia Commons)
Также Форд сократил рабочий день на своих предприятиях до 8 часов и ввёл три рабочие смены. Он всячески боролся с бюрократией и не позволял раздувать штат, считая это пустой тратой денег.
Когда началась Первая мировая война, Форд выступил пацифистом и попытался уговорить конфликтующие стороны разобраться мирным путём. Естественно, его никто не стал слушать. А когда в конфликт всё-таки вмешалась Америка, он начал производить самолётные двигатели, грузовики, боеприпасы.
В 1919 году Генри оставил пост президента компании, который занял его сын Эдсель. Вот только от дел Форд не отошёл и систематично вносил изменения в развитие компании.
Добрался Форд и до СССР. Он продал за океан несколько тысяч тракторов, а также лицензию на самостоятельное производство Fordson F. Велось сотрудничество и в автомобильном направлении. Американцы побывали на Горьковском заводе, помогли советским рабочим освоить конвейер, а также наладить выпуск автомобилей, созданных по лицензии.
Сам Форд в интервью, мемуарах и книгах пытался выставить себя человеком доброжелательным, радеющим за мир. Но тюремные условия на его предприятиях говорили об обратном. Также есть немало фактов, говорящих о том, что Форд симпатизировал нацистам. Например, он поздравлял Гитлера с днём рождения. В начале 1920-х годов довольно резко и жёстко высказывался о евреях. Антисемитские взгляды предпринимателя нашли отражение в книге «Международное еврейство». Вот только мысли Генри не нашли поддержки в обществе. Понимая, что это может ударить по его компании, в 1927 году Форд извинился и сжёг творение.
Книга Форда «Международное еврейство», 1920. (Wikimedia Commons)
Не простил Форд и Лиланда. В конце 1920-х годов тот руководил компанией Lincoln Motor Company. И дела у неё шли плохо. Форд воспользовался моментом и выкупил её. Лиланд бросил своё детище.
Есть предположения, что в начале Второй мировой войны Форд занимался производством техники и двигателей для Германии. Правда, тогда не только он сотрудничал с Третьим рейхом. Несколько десятков американских компаний получали деньги нацистов. Всего лишь бизнес, ничего личного. Затем почти все расторгли договорённости с Германией и переключились на помощь союзникам.
В 1943 году Генри вынуждено вернулся в кресло президента компании — умер Эдсель. Но управлять империей у него уже получалось плохо, поэтому вскоре пост занял его внук — Генри Форд II. А Форд-старший окончательно отошёл от дел.
Генри Форд являлся яростным приверженцем здорового образа жизни и верил, что сумеет дожить до 100 лет. Не получилось. Магнат умер в 1947 году, когда ему было 83 года.