Подводные крылья на «Прогрессе»
Подводные крылья на судне призваны приподнять судно над водой, тем самым уменьшив силу трения воды об корпус, а, соответственно, повысить скорость лодки. В настоящее время распространены два варианта подводных крыльев – T-(полностью погруженные) и U-образные (частично погруженные). Управляются крылья закрылками или углом атаки. Для лодок «Прогресс» имеет смысл рассматривать частично погруженные крылья, т.к. судно с ними более остойчиво. Размещение подводных крыльев на судне может быть следующим: — большое крыло под центром тяжести, маленькое под кормой; — крылья могут быть одинакового размера и установлены спереди и сзади от центра тяжести; — маленькое крыло устанавливается перед большим. Наиболее распространен первый вариант. Существует ряд сложностей при компоновке лодки подводными крыльями: — низкая проходимость судна при плавании на малых глубинах (мели, подход к берегу, подводные предметы (пни и т.д.)); — резкое снижение остойчивости при движении из-за увеличения высоты центра тяжести, а, соответственно, повышенные требования к размещению багажа и команды; — необходимость обслуживания крыльев (проверка целостности, очистка от зацепившихся предметов (водорослей)); — если крылья нерегулируемые – затрудненность выхода на глиссирование на крыльях, т.к. установленный угол атаки (наклон крыла относительно горизонтали) рассчитанный для скоростного движения не позволяет быстро поднять судно, и наоборот, увеличенный угол атаки подводного крыла быстро поднимет лодку, но будет слишком велик для движения на высокой скорости (будет «парусить»); — подвесной мотор, используемый на лодке с подводными крыльями, должен иметь большой запас по числу оборотов, т.к. скорость увеличивается – возможно превышение допустимого числа оборотов мотора. Эта проблема частично решается установкой гребного винта с шагом большим стандартного в 1.2 раза. Такой винт желательно сделать двулопастным. — установка подводных крыльев требует более низкой посадки винта. Для лодок типа «Прогресс» существует несколько решений подводных крыльев – проект Г. Гонченко и проект В. Вейнберга. Их без труда можно найти в сети.
Оборудование и комплектация
“1”, “2”
Прог продавался в комплектации, необходимой покупателю. К базовому набору, по желанию, можно было добавить дополнительное оборудование.
Основной комплект:
- Две банки-трансформера, каждая с двумя спинками
- Ветрозащитный козырек в металлической оправе с ходовыми огнями
- 5 алюминиевых рым-уток
- Непотопляемая весельная пара
- Слани
Что клиент имел возможность заказать дополнительно? Тент, мягкие подушки на сиденья, ДУ, раскладной столик и колеса на кронштейнах с дышлом.
“2М”, “3М”
Интересной особенностью было то, что покупатель “2М” или “3М” имел возможность выбирать из двух комплектов, учитывающих разные цели приобретения: базовый и комфортабельный. В документации они называются Тип 1 и Тип 2.
В первую комплектацию в покупку входили следующие предметы:
- корпус с неснимающимся оборудованием
- козырек, сигнальные огни и крепеж
- тент с креплением
- 2 весла
- черпак
- ДУ моторкой
- ДУ мотором
- слани
- аптечка ремонтная
- линь
- документы
Вторая была снабжена дополнительно: 5 мягкими сиденьями, двумя специальными колесами на стойках и водилом.
“4”-«4л»
В комплектность четверки входили предметы, которые ранее докупались отдельно. Были включены съемные мягкие сиденья, тент, ДУ. Модель с буквой “Л” имела рубку из легкого сплава.
Ремонт и Тюнинг
Ввиду того, что модель проекта 70-х годов мягко сказать устарела и уже не может соперничать со своими молодыми и современными собратьями по скорости и экономичности потребляемого топлива, поклонники советского наследия старательно модифицируют Прогресс 4 своими руками.
К тому же, некоторые любители бюджетной водомоторики находят чудом уцелевшие каркасы Прогресс 4 и полностью восстанавливают внутреннее убранство, награждая советские творения второй жизнью.
Тюнинг и Ремонт лодки Прогресс 4, варианты:
- Установка мощных, грузовых гребных винтов.
- Подвешивание дополнительного мотора.
- Оснащение подводными крыльями.
- Усиление силового набора.
- Усиление транца.
- Нанесение герметика на клепки с последующей покраской.
- Оснащение автоматической помпой.
- Замена кормовых уголков.
- Замена скуловых накладок.
- Замена сидений.
- Установка стекла.
- Установка руля.
- Оснащение мотором с коробкой дистанционного управления.
Оборудование и комплектация лодки «Прогресс 4»
В отличие от ранних версий, четвертая модель комплектовалась, что называется, «по полной». Владельцу не надо было докупать никаких дополнительных элементов, т.к. все поставлялось прямо с завода: сиденья, навесные тенты и дуги, ремонт-комплект, рулевая система, весла, слань, ходовые огни и т.д. В стандартный комплект поставки производитель включил даже колесики для перевозки лодки, которые очень помогают при выходах на водоемы с широким побережьем.
Отметим, что модель с металлической рубкой также поставлялась с завода со всеми деталями, креплениями, профилями и т.п. Словом, в покупку включали все необходимые комплектующие, да еще дополнительные аксессуары.
Но это мы говорим о заводской поставке. В настоящее время «Прогрессы» покупают только с рук, поэтому уточнять комплектацию нужно для каждого судна индивидуально.
Ходовые качества
По отзывам пользователей есть несколько основных моментов, определяющих особенности гидродинамики данного мотосудна.
- Устойчивость и управляемость максимально облегчают эксплуатацию
- Конструктивный заводской дефект, присущий всему выпуску «2М», приводит к тому, что катер «роет носом», не может толком выйти в глисс и создает потенциально опасную ситуацию. Как это исправить? Путем дополнительных работ по улучшении геометрии обводов днища. То есть, поставить гидрошайбы. Этот прием увеличивает ход до 35–37 км/ч, и устраняет зарывание в водную поверхность
- Прог «любит» кормовую загрузку из–за обводов, рассчитанных на 30 л. с., при увеличении мощности ПМ, он начинает «рыскать»
- Глиссирование легче достигается при полной пассажирозагрузке
- Более поздние выпуски, с цифрой “4” умеют отлично преодолевать волну благодаря своим обводам
Вывод: ходовые качества будут хорошими при отсутствии попутной и большой волны, при соблюдении допустимой скорости. К положительным качествам можно прибавить высокую остойчивость: на допустимых скоростях он «прилипает» к водной глади. Прочное дно хорошо выдерживает удары о воду.
Тент на «Прогрессе-4»
К сожалению, есть и слабые места у моторки – это брезентовый тент.
Зачастую он перестает быть прочным и начинает стягиваться уже через несколько выходов на воду. Тент мотолодки должен быстро и легко разворачиваться и складываться, при этом он должен быть прочным и надежным, т. к. эта деталь играет очень важную роль при непогоде, защищает как от ветра, дождя, так и от палящих прямых солнечных лучей. Упругость предусмотренного материала тента и его каркаса полностью должна соответствовать встречному потоку воздуха при движении. Лодка «Прогресс-4» должна обладать тентом, который будет устойчив к атмосферным воздействиям разного рода. Поэтому он должен иметь прочный каркас и быть сделан из плотного материала. Рубка, спроектированная для «Прогресса-4», размерами полностью вписывается в габариты ее штатного тента.
Особенности конструкции
Выше мы уже отметили несколько конструктивных параметров, отличающих четвертую версию знаменитого катера. Но в следующих разделах предлагаем подробнее разобраться в характеристиках судна, чтобы составить полное представление о его возможностях.
Корпус лодки и внешний вид
В плане сборки и дизайна отличия четвертого «Прогресса» от остального набора катеров минимальны. Корпус выполнен из дюралюминиевого сплава, детали сцеплены клепкой. Обводы остроскулой формы, конкретно у модели №4 немного завышены у форштевня. Запалубленная носовая часть скрывает пенопластовые блоки и небольшой багажник, крышку которого можно использовать как пассажирское сиденье. На корме расположен моторный отсек с самоотливным рецессом, а у бортов задней части судна также заложены блоки непотопляемости.
Внешние изменения корпуса лодки незначительны. Отметим лишь модернизацию ветрового остекления: прямое стекло избавило владельцев от проблемы искажения объектов, а боковые створки обеспечили более удобное и безопасное вождение. Как показывают чертежи, габаритными размерами лодка «Прогресс 4» в целом идентична ранним моделям. Отличают модификацию лишь измененный кокпит и увеличенный собственный вес лодки «Прогресс 4». Но об этом поговорим отдельно.
Кокпит и управление
Итак, если внешне размеры лодки «Прогресс 4» остались неизменны, то внутреннее пространство теперь использовалось более рационально. Разработчики сделали срез палубы, в результате чего длина кокпита у «Прогресса 4» увеличилась на 25 см.
Салон оборудован съемными мягкими креслами, ветровым стеклом, навесным тентом и приборной панелью. Мотолодка «Прогресс 4» отличается дистанционным рулевым управлением, которое также размещается на кокпите. Но главная особенность модели – усовершенствованный транец, на который можно навесить сразу два лодочных двигателя и использовать судно на полную мощность! Но для этого придется сделать в лодке 2-ое дистанционное управление, настроив двум моторам прогресс и реверс, и соединительную штангу, обеспечивающую синхронность поворотов.
Таковы отличительные черты модели №4 в линейке катеров под маркой «Прогресс». Теперь предлагаем перейти от частного к общему, и ознакомиться с полной таблицей параметров данного судна.
Транец
Транец также является очень важной частью мотолодки. Для того чтобы повысить надежность конструкции «Прогресса-4», можно самостоятельно усилить его шпильками
Эти детали стоит вкрутить в переборку кокпита и укрепить со всех его сторон гайками. Нужно учитывать, что шпильки не должны быть распорками или стяжками. Очень важно: повороту мотора не должны мешать шпильки. Конечно, таким способом можно пользоваться, только если транцевая доска не прогнила и не сломана поперек и если нет трещин и прогибов дюраля на транце. Если таковые имеются, то обязательно надо это учитывать и менять транцевую доску или ставить накладку из дюраля или стали на транец снаружи.
История и цели создания
Лодка Прогресс была разработана и сконструирована на Куйбышевском авиастроительном заводе. Первая модификация сошла с конвейера в 1966 году. Ее создатель Л. П. Зимаков воплотил в жизнь идею универсального плавсредства с повышенным уровнем комфортабельности, прочного, надежного и непотопляемого. За небольшой период времени модель приобрела популярность у покупателей, но появились требования к модернизации конструкции.
Довольно скоро была выпущена вторая версия с некоторыми отличиями:
- дюралюминиевая накладка на киль заменила стальную, которая быстро разрушалась коррозией, разъедая соседние участки
- модель «2» стала тяжелее, так как кокпит стал удобнее и длиннее на 25 см
- Зимаков решился на кардинальное изменение системы непотопляемости, сменив гермоотсеки на равномерно распределенные пол пайолами блоки из пенопласта
- здесь было уже использовано гнутое панорамное ветровое стекло
Куйбышевский завод выпускал первый и второй варианты до 1974 года, после чего сразу перешел к «4». Производство передали в Оренбург, там выпускались модификации «2», а с 1978 года стал изготавливаться новый «2М».
И вот здесь самое интересное — оренбургские инженеры изменили технологию создания корпуса по причине отсутствия высококлассного оборудования, в результате чего выпущенные после 70–хх гг. на этом и «2М» имеют конструктивный заводской дефект в геометрии днища и «роют носом».
Но те же конструкторы добавили улучшения в последнюю модель:
- самоотливной рецесс
- отсеки по бокам от него, закрывающиеся крышками, в которых можно хранить топливо
- доступ к отсеку непотопляемости в носовой части теперь стал находиться в багажном отделении форпика. Причем стало меньше защелок у переднего люка. Раньше было 2, потом одна
Производство серии продолжалось до начала 90–хх гг, серия продолжилась экземпляром «3М», полностью повторяющем обводы и строение второй М. Разница между ними состоит из установленных рейлингов на запалубленной части форпика и по наружной стороне борта.
«4» — наиболее усовершенствованная модель. Скулы у нее подняты выше, чем у “2”, из–за чего всхожесть на волну стала лучше. Днище усилено двумя продольными реданами, обводы имеют форму “крыло чайки”. Менее известный «Прогресс 4Л» оборудовался разборной рубкой.
Выносим вердикт
Что же можно сказать про спор «Прогресс» «Казанка»?
Ветеран лодочного строения «Казанка» лучше подойдет человеку, который уже набил руку, пройдя сотни и тысячи километров как по спокойным рекам, там и по озерам во время сильного ветра. Под их руководством она сможет пройти по рекам малой глубины и выстоять в любом шторме.
А вот если вы хотите приобрести первую в своей жизни лодку, чтобы не только получить возможность выбираться на рыбалку, но и поднабраться опыта, то лучше подойдет судно «Прогресс».
Итак, скажем кратко: «Казанка» — судно для профессионалов, а «Прогресс» — для тех, кто стремится стать таковыми.
Под мотором
Катеры до модели “4” рассчитаны на один ПМ до 30 л. с. Размеры транца и прочность подмоторной доски не позволяют сделать спарку двигателей. Опыт пользователей показывает, что глиссер отлично ходит с агрегатами от 15–18 л. с. Это подходит для неспешных прогулок, рыбалки, служебных целей. Быстрота хода увеличивается или уменьшается в зависимости от того, насколько нагружено судно.
Как правило, это от 30 км/ч и выше. Установка сразу двух двигателей имеет место быть, но для нее необходимо получить разрешение ГИМС, переделать рецесс и усилить транцевую доску. Конструкторы при разработке четверки расширили рецесс, что позволило монтировать спарку ПМ. Для “Вихря–М” рекомендуется выбирать винт диаметром 240.
Непотопляемость
В отличие от предыдущих модификаций, при разработке «2М» инженеры избавились от герметичных баков. Эта версия, как и «Прогресс 3М», содержит равномерно распределенные по всей конструкции блоки плавучести из пенопласта. Они располагаются в форпиковом отсеке непотопляемости, проложены между 5 и 6, 6 и 7 шпангоутами и за задней спинкой по всей перегородке. Все блоки изначально были запаяны в целлофан для продления срока эксплуатации.
Чтобы подмоторную нишу не заливало на полном ходу водными брызгами, «П2М» и “П3М” оснащены самоотливным транцем, рассчитанным на один двигатель. “П4” оборудован двумя ПМ и является лидером по непотопляемости. В затопленном полностью состоянии он не тонет в воде, даже когда за него держатся 5–6 человек. При помощи сливной пробки есть возможность избавиться от заливающейся воды. Если установить помпу, это делать будет еще проще.
Паруса
Допускается на лодку устанавливать прямой парус. Он позволит ходить под ним по ветру. Для его изготовления используют легкую, но прочную ткань. Лучше, если это будет синтетика.
Штоковые углы усиливаются накладками. В них вшиваются металлические кольца. Чтобы исключить самовольный поворот, брасы и шкоты разводят за переднюю и заднюю стойки раздельно.
Максимально парус должен поворачиваться не более чем на 35-40 градусов на каждый борт.
Парусина должна быть прочной, водонепроницаемой, непродуваемой и легкой. Вес всей конструкции должен быть в пределах 5-15 кг. Лодка обычно не комплектуется парусом. При большом желании его можно выполнить самостоятельно.
Можно правильно применять представленное транспортное средство, рассмотрев все его технические характеристики. «Прогресс 4» является лучшей моделью среди подобной продукции производителя. Соблюдая все рекомендации, будет несложно доработать конструкцию и сделать применение лодки еще более комфортным и надежным. Знание ее параметров позволит безопасно путешествовать на довольно большие расстояния в любое время суток и года. Придерживаясь требований по эксплуатации этого транспортного средства, можно не сомневаться, что путешествие с семьей или рыбалка будут приятными и оставят о себе массу незабываемых положительных впечатлений.
Технические характеристики
- Длина — 4,69 м;
- Ширина — 1,72 м;
- Высота борта на миделе — 0,69 м;
- Сухой вес корпуса —190 кг;
- Грузоподъемность — 475 кг;
- Вес полностью загруженной лодки не должен превышать 700 кг;
- Килеватость днища на транце — 7°
- Осадка груженой лодки (5 человек) — 0,25 м;
С 1971 года Куйбышевский авиазавод провел испытания усовершенствованной модели мотолодки — «Прогресс-4»
. Эта лодка отличалась от старой Прогресс-2 множеством изменений, которые в целом стали выдающимися на тот момент. Радикально улучшены обводы (использовались мотивы обводов американских торпедных катеров Elco 80 Patrol Torpedo PT-103), поднята «скула», увеличена килеватость, что улучшило мореходность.«Прогресс-4» уже не упирался носом в попутную волну, увеличилась всхожесть и плавность хода навстречу волне. Появился отличный широкий самоотливной рецесс для двигателя, под которым расположился удобный отсек для топливных баков, куда помещаются два стандартных бака по 22 литра.«Прогресс-4» комплектовался мягкими сиденьями со съёмными подушками, которые раскладывались прямо на пайолы обеспечивая «поляну» для ночлега. Недостатков у нового «Прогресса» немного. Основные — всё-таки обводы сделали не достаточно килеватыми, всё ещё силён эффект плоского дна —«Прогресс-4» жёстко шлёпает по встречной невысокой волне. У старого «Прогресса» было прекрасное гнутое лобовое стекло, у нового почему-то сделали неэстетичное угловатое из 4-х компонентов. Очень слабы оказались швартовочные ручки-кнехты, у старого «Прогресса» они были более надёжны. «Прогрессы» тяжелей прочих лодок и поэтому требуют для хорошего хода использования винтов с грузовым шагом. Лодка с цельнометаллическим корпусом, изготовленным из дюралюминия, с толщиной обшивки днища 2 мм. Оборудована ветровым стеклом. Водоизмещение в снаряженном состоянии — от 220 до 283 килограммов. Лодка, в зависимости от комплектации, оснащалась тентом, переносным столиком, мягкими подушками для сидений, непотопляемыми вёслами и т. д.
Лодка имеет дистанционное управление двигателем, спроектированное под подвесной мотор «Вихрь». Управление состоит из штурвала и ручек газа-реверса.
Для обеспечения безопасности плавания внутри корпуса установлены три герметичные перегородки, делящие корпус лодки на четыре отсека. Герметичный отсек непотопляемости находится в носовой части и предназначен для удержания лодки на плаву в случае её затопления.
Лодка имеет две стойки с колёсами, а также «водило» (съёмное сцепное устройство), которые позволяют перевозить её, например автотранспортом (на крайне небольшие дистанции), на скорости до 40 км/ч.
Для кого предназначены моторки
Прогресс 2 больше подходит для коротких прогулок благодаря:
- Отличной устойчивости.
- Свободной площади на палубе.
- Идеальному вписыванию в повороты.
По отзывам владельцев Прогресса 2 можно сделать вывод, что нет претензий к показателям:
- Ходовых качеств.
- Вместимости.
- Устойчивости.
- Прочности корпуса.
Эту лодку можно использовать на:
- Рыбалке.
- Охоте.
- Прогулке по озерам.
На Прогрессе 4 хорошо рыбачить и отправляться в плавания на большие расстояния. Комплектующие плавсредства позволяют:
- Производить сдвиг боковых стекол.
- Откидывать верхний люк.
- Открывать рубку.
- Проветривать каюту в жару.
Если планируется длительная поездка на катере рекомендуют загружать 3 рыбаками любителями. Для дневной прогулки может поместиться 5 человек, все зависит от комплектации лодки.
«Прогрессы» относятся к тяжелым катерам. Рыболовы рекомендуют устанавливать грибной винт, он обеспечивает более уверенный ход. В рейтинге эти катера лидируют среди российских производств на основании показателей:
- Мореходных характеристик.
- Комфортности.
- Вместительности.
- Удобства эксплуатации.
Моторки покупают турфирмы для прогулочных мероприятий, их приобретают простые рыбаки и любители водных путешествий. По некоторым параметрам «Прогресс» уступает «Казанке», но его достоинства побеждают мелкие недочеты. Ходят легенды о феноменальной устойчивости лодок этой марки, которые не раз спасали в шторм.
История создания и испытания мотолодки Прогресс
Маломерные судна «Прогресс» начали выпускаться с 1960 года. Всего было изготовлено 4 модификации подобных мотолодок:
- «Прогресс-2»;
- «Прогресс-2М»;
- «Прогресс-3»;
- «Прогресс-4».
Их производство было налажено на Куйбышевском авиационном предприятии. За создание технического проекта отвечал выдающийся советский химик Л. П. Зимаков, который стал конструктором лодки. Ее первые образцы были спущены на воду летом в 1966 году. Именно тогда были проведены испытания судна, которое получило множество похвальных отзывов. Сообщение о серийном выпуске мотолодки в следующем году приняли с одобрением. Она вызвала огромный интерес среди любителей водного спорта и туризма, а после стала незаменимым для рыбаков плавательным средством.
В ходе испытаний лодки ее вес оказался немного больше, чем это было заявлено в проекте. Так, масса судна вместе с козырьком, сиденьями с мягким подушками, веслами, тентом и столиком, составила 216 кг. Общий вес мотолодки, оснащенной мотором «Вихрь», который был заправлен баком на 20 л, огнетушителем и другим необходимым оборудованием, составил 290 кг. По проекту, серийная модель должна весить 200 кг, а не 216. Лодку испытывали не только в воде, но и на суше. Для того чтобы проверить надежность и прочность корпуса, ее зацепили за автомобиль и тянули со скоростью 50 км в час по асфальтированной дороге. После 400-километровой буксировки на корпусе и дне лодки не было выявлено никаких дефектов. Из этого следует, что лодка прошла испытания на «отлично».
В зависимости от используемого оборудования мотолодку можно применять для организации туристических поездок, для рыбной ловли и для дневных семейных прогулок. Она рассчитана на 4-5 человек среднего веса. Первые образцы данной модели были созданы для речного плавания, а вот «Прогресс-4» идеально подходит для открытого моря. Говоря о силовом агрегате, необходимо отметить, что лодку можно оснастить подвесным двигателем мощностью до 30 лошадиных сил. Если нижняя часть прямой кормы усилена, то в этом случае возможна установка агрегата большей мощности до 50 л/с.
Технические характеристики лодки Прогресс-4:
- длина лодки составляет 4,65 м;
- в ширину она занимает 1,7 м;
- вес полностью груженого судна не должен быть больше 700 кг;
- осадка лодки с оборудованием и людьми (не больше 5 человек) – 0,25 м.
На смену первой версии суден, которые выпускались недолго, пришли ее модификации. Они стали более доработанными, прочными и выносливыми.
Сравнительная характеристика лодок «Прогресс-2» и «Прогресс-4»
Прогресс-2 в отличие от следующей версии Прогресс-4 имеет меньшую длину кокпита. Она короче на 0,25 м. Также к отличительным особенностям можно отнести:
- килеватость днища;
- измененную форму ветрового стекла;
- незначительные элементы оснащения.
Для изготовления моторных лодок обеих модификаций и всех последующих моделей использовали дюралюминий, который имеет небольшой вес, но отличается высокой прочностью. Этот металлический сплав после своего появления спровоцировал настоящий технический прогресс. Люди стали использовать его во многих сферах деятельности: технике, авиации, автомобилестроении, энергетике, судостроении и прочих. Действительно, возможности и эксплуатационные свойства этого сплава заслуживают уважения.
Отметим, что первые образцы лодки имели килевую накладку из стали, но для продления эксплуатационного срока службы судна и увеличения устойчивости к коррозии корпус последующих модификаций стали делать из дюралюминия. При этом толщина днища составляет 2 мм, а толщина бортов и палубы – по 1,5 мм. Лодки отлично держатся на воде и не тонут за счет герметичных отсеков, которые находятся в носу и корме. Форпик имеет вместительное отделение для багажа. Моторный отсек расположен в районе транца и служит для хранения баков с топливом..
Достоинства
“1—2”
- Возможность самостоятельно подбирать комплектацию “под себя” учитывает потребности клиентов и позволяет комплектовать мотосудно для конкретного назначения
- Остойчивость первых модификаций гораздо лучше двух последующих, она дает возможность плавать в любую погоду и не бояться уйти в оверкиль
- Моторный отсек предусмотрительно запирается на замок
- Весла сделаны из непотопляемого материала
“2М—3М”
- Вместительный кокпит. В нем комфортно размещается пять пассажиров. В боковых нишах есть место для личных вещей. Рундуки вмещают в себя инструменты и другие предметы. Помимо этого, есть топливные отсеки и багажник
- Широкий корпус достигает глисса при сравнительно небольшой скорости. Ни одно судно с такими габаритами и загрузкой достичь подобного результата не сможет
- Так как глиссер выдерживает до 500 кг, в плавание можно брать с собой все необходимое. Такая грузоподъемность делает его незаменимым в любом виде отдыха
- Учитывая недочеты прошлых моделей, в этой конструкторы предусмотрели самоотливной рецесс. Он не заливается водой. Корма не проседает, быстрота и ходовые качества не страдают, как в предыдущем варианте
- Неприхотлив в эксплуатации, а также не требует дорогого мотора большой мощности
- Устойчив
- Большой бомболюк
“4—4л”
- Плавсредство быстрее своих предшественниц, разгоняется до 37 км/ч под отечественными агрегатами.
- Отличная непотопляемость благодаря блокам из пенопласта, равномерно распределенным по всему корпусу
- Моторка под номером “4” обладает лучшей мореходностью из всей серии
- Наличие сливного клапана на ДУ
- Амортизированные кронштейны для колес
Правила и особенности эксплуатации
Для подготовки мотолодки к использованию следует:
- поставить козырек;
- установить тент;
- закрепить штурвал;
- расположить кресла;
- смонтировать рубку;
- поставить водило;
- установить стойку с колесом;
- разместить дистанционное управление мотором «Вихрь»;
Ключевые правила эксплуатации катера таковы:
- Перед использованием необходимо тщательно осмотреть лодку. Не должно быть никаких неисправностей;
- Размещать людей необходимо сохраняя центровку и высокую скорость движения;
- Немедленно заделывать пробоины и устанавливать заплаты, выливая воду черпаком;
- При полном заполнении судна водой пассажирам следует быть вне лодки, держась за неё;
- Запрещается начинать движение, если сняты панели плавучести;
- В случае пожара нужно закрывать очаг огня специальной тканью из комплекта и тушить огонь;
- Во время стоянки ставить мотолодку так, чтобы избежать вреда для конструкции и разрушения лакокрасочного покрытия;
- При непогоде рекомендуется поставить тент;
- Желательно не оставлять изделие под открытым небом, если поднят тент, так как ткань может выцвести и лишиться водоотталкивающих качеств;
- Ежемесячно осматривать всю мотолодку;
- Закрепить 2 колесные стойки;
- После окончания планируемого использования следует поставить «Прогресс 4» на суше, убрать все оборудование, которое можно снять. Помыть и высушить его. Затем сделать внимательный осмотр корпуса, оборудования и снабжения, устранить неисправности, восстановить покрытие краской.
Дистанционное управление мотором рекомендуется применять так:
- Следовать рекомендациям производителя мотора;
- Проверять правильность регулирования реверса и газа при включенном дистанционном управлении;
- Тестировать проводку тросов на предмет дефектов и смазывать тросы и оболочки с помощью минерального масла;
- Никогда не отбрасывать двигатель в сторону лодки на угол, который больше угла, который нужен чтобы установить дейдвуд опорной пластины;
- При необходимости подтягивать тросы управления газом и реверсом с помощью боуденодержателей;
- Смазывать все составляющие, которые трутся.
Добавим две ключевых особенности эксплуатации. Во-первых, четвертый «Прогресс» легко подвергается самостоятельному тюнингу. На него ставится рубка, в нем меняется мотор или тент, на нем ходят под парусом.
Во-вторых, допустимое количество людей для удобного путешествия зависит от целей плавания. Если при краткосрочном применении можно разместить до 6 человек, то для долгосрочных плаваний нужен экипаж в 2-3 человека.
Рулевое управление
Усовершенствуется и рулевое управление. Монтируется передняя длинная опора оси руля, а передние ролики штуртроса с кронштейнами крепятся за переборку в носовой отсек.
Для того чтобы облегчить вес рубки, ее лучше сделать из листов легкого сплава.
Съемное кресло водителя, которое расположено в рубке, прикрепляется к пайолу замками сзади и спереди. При желании кресло можно повернуть к столику.
Потолок лодки оклеиваем поролоном около 20 мм толщиной и грубой хлопчатобумажной тканью, которая поглощает влагу в холода при закрытии каюты. В летний день в такой каюте не будет жарко.
По краям панелей удобно сделать отбортовку на 10 мм, чтобы избежать проникания воды через щели между панелями. По краям открывающихся панелей приклеиваем полоски резины толщиной 3-5 мм.
Стационарные бензобаки
Установка дополнительных топливных баков увеличивает автономность плавания лодки «Прогресс-4», их укрепляют по бортам в кормовом багажнике. Для этого оттуда нужно вынуть пенопласт, разрезать его на блоки нужных габаритов и разместить у транца и под пайолами багажника. Если надежно укрепить пайол, он прочно удержит нужное положение лодки. В багажнике также хватит места для размещения двух канистр с бензином и банки масла.
Среднюю часть бензобака стоит сделать из целого алюминиевого или стального листа. Сгибаем лист, свариваем по ребру и к торцам заготовок привариваем боковины. Делаем выемку наверху бака по левому борту для тросов с дистанционным управлением
Важно, чтобы горловина с завинченной пробкой не выступала более чем на 25 мм от поверхности бака
Теперь поговорим о типах корпуса
При создании «Казанки» специалисты отдали предпочтение типу корпуса «Крыло чайки». Это позволило добиться легкого скольжения по водной глади и приличной скорости при довольно слабом двигателе.
Однако, такое строение корпуса имеет и недостаток – судно плохо плывет по волнам.
Она часто зарывается носом, что может стать источником серьёзных проблем, вплоть до переворачивания лодки.
Кроме того, подвесной мотор крепится не непосредственно на лодке, а на специальном кронштейне. С одной стороны, это позволяет экономить место в лодке (на сэкономленной площади установлен ящик, позволяющий хранить мотор во время стоянки).
А с другой – габариты лодки с установленным мотором увеличены и, что особенно неприятно, волна часто заливает мотор, что приводит к тому, что он глохнет.
Также мотор может быть поврежден при швартовке, особенно если судно находится под управлением неопытного водителя. Малый размер кокпита резко ограничивает количество рыбаков, использующих спиннинг – больше двух рыбаков за раз на борт брать просто не получается.
Судно «Прогресс-4» на первый взгляд может показаться неповоротливой и неудобной – некоторые люди с первого взгляда презрительно называют её «утюгом».
Да, большая широта этой лодки в сумме с малой высотой делают её не слишком маневренной. Зато случаи, когда лодка «Прогресс» переворачивалась даже на самых высоких волнах, можно пересчитать по пальцам.
Устойчивость и большие размеры позволяют одновременно рыбачить на спиннинг с лодки 3 рыбакам, что высоко ценится в их среде.
Минусом можно назвать небольшие размеры заднего рундука – хранить здесь подвесной мотор во время стоянки на берегу не получится, он предназначен только для мелких вещей.
Некоторые пользователи жалуются, что при боковых волнах «Прогресс» сильно забрызгивается, что не способствует комфортному времяпровождению.
Более подробно о алюминиевых лодках российского производства можно почитать тут.