Половые органы Аполлона
После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.
Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.
По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.
Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.
В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.
Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число «обязательных» к посещению туристами.
Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро «Театральная» Замоскворецкой линии.
Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.
Большой театр в Москве – история
В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.
По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.
Репертуар Большого театра
Большой театр прославился многими постановками, самые известные среди которых относятся к 70—80-м годам XX века. Невероятную популярность обрели показанные на Исторической сцене балеты «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Жизель», а также оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Иван Сусанин». Наиболее легендарный спектакль — «Лебединое озеро», являющийся символом балетного искусства.
Успех «Лебединого озера» сподвиг Иванова с балетмейстером Мариусом Петипа создать целый психологический спектакль. Использовав элементы, придуманные этими деятелями культуры, а также Горским, ставившим балет в 1920 году, Юрий Григорович в конце 60-х годов прошлого века создал свою версию. Эта постановка с Наталией Бессмертновой, Николаем Фадеечевым и Борисом Акимовым в главных ролях произвела невероятный фурор.
Так как показанный балет был исправленной версией без темы двойничества и со счастливой концовкой, Григорович не оставлял надежд воплотить на сцене свою первоначальную задумку. На протяжении многих лет он медленно возвращал в постановку то, что у него требовали изъять перед премьерой, включая трагический финал. Именно в редакции Григоровича «Лебединое озеро» уже более 50 лет ставится на сцене Большого.
«Кармен-сюита» — балет в одном действии, поставленный в 60-х годах XX века при участии Майи Плисецкой. Кроме неё, в спектакле выступали Николай Фадеечев, Сергей Радченко, Наталия Касаткина и Александр Лавренюк. Первоначально постановку не оценили по достоинству, и прошёл не один месяц, прежде чем балет завоевал зрительские симпатии и стал гастролировать по другим странам, где обрёл безоговорочный успех.
Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене Большого Петровского театра в 1847 году. Это рассказ о бессмертной любви и о том, как очищается человек под влиянием этого чувства. В XX веке роль Жизели примеряли на себя почти все ведущие балерины театра: Уланова, Кондратьева, Бессмертнова и другие. В ГАБТ балет идёт уже на протяжении почти 80 лет: ранее — в редакции Леонида Лавровского, а сейчас — Юрия Григоровича.
«Борис Годунов» — это спектакль-легенда. Декорации, костюмы и размах трагедии сделали эту оперу уникальным памятником эпохи. Модест Петрович Мусоргский не только сочинил музыку, но и руководил труппой, тайно разучивавшей оперу, после того как её дважды не пропустила Дирекция императорских театров. За полтора века было создано много версий «Бориса Годунова», в том числе Дмитрием Шостаковичем.
История Большого театра
История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода представления, <…> концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.
К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.
К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).
В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.
Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.
К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.
После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.
В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.
На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.
Режим работы Большого театра
Среди остановок наземного транспорта, расположенных ближе всего к центральной части Москвы, где расположен Большой театр, — «Театральная площадь», а из подземных — станции метро «Театральная» и «Охотный ряд». Работает театр каждый день с 11 часов утра до 8 вечера. Билеты на спектакли можно купить на сайте театра или в кассах. Реализация билетов начинается за три месяца до показа.
Касса в административном здании работает без перерывов, перерыв в кассах зданий Новой и Камерной сцен длится с 14:00 до 15:00, а Исторической сцены — с 16:00 до 18:00. В случае приобретения электронного билета его необходимо распечатать на бумаге формата А4
На представления допускаются дети старше шести лет, но стоит обращать внимание на возрастные ограничения конкретного спектакля
На территории Большого театра каждый четверг проводятся экскурсии. Приобрести билет на часовую экскурсию можно только онлайн. Продажа билетов начинается за неделю до даты. Экскурсионная группа формируется из 15 человек старше 10 лет. Начинаются экскурсии в 11:00 и 11:30 у подъезда №12 и проводятся на русском языке. В будни возможно коллективное посещение группы по предварительной записи.
Реконструкция Большого театра
В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.
Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены — И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.
Опера и балет
С историей Большого театра тесно связаны десятки имен, оставивших ярчайший след в мировой культуре: Ю. Григорович, В. Васильев, М. Плисецкая, Г. Уланова, Е. Максимова, М. Лиепа, Г. Вишневская, З. Соткилава и множество других звезд оперы и балета.
Главенствующее место в современном репертуаре занимают шедевры русского оперного театра XIX и XX веков. Здесь можно услышать такую фундаментальную классику, как «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковую даму» Петра Чайковского, «Царскую невесту» и «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова, одну из самых значительных опер XX века – «Катерину Измайлову» Дмитрия Шостаковича и др. Кроме этого на сцене идут шедевры мировой оперной классики: «Травиата», «Богема», «Кармен», «Манон Леско» и др.
У постоянной оперной труппы Большого театра исключительно сильный состав солистов. Одновременно театра активно привлекает к выступлению звезд мировой величины, в первую очередь, выдающихся соотечественников, среди которых: Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько, Екатерина Губанова.
В балете свою задачу Большой видит в эталонном исполнении классического репертуара. Сегодня здесь идут балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Драгоценности» Джорджа Баланчина, «Онегин» на музыку Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Легенда о любви» Арифа Меликова и др. Самая именитая прима-балерина Большого театра – Светлана Захарова. Она единственная среди русских артистов была удостоена звания «этуаль» балетной труппы миланского театра Ла Скала. Другая всемирно известная прима — Мария Александрова.
Для постановки спектаклей Большого театра приглашаются именитые европейские дирижеры, режиссёры, художники, сценографы и артисты. На сцене Большого проходят гастроли ведущих музыкальных театров мира (La Scala, Лондонского Королевского театра, Гамбургского театра и др.).
Экскурсии в Большой театр
Сегодня билеты в Большой театр стоят немало
Поэтому стоит обратить внимание на экскурсии по Большому. Они проходят на английском и русском языках несколько раз в неделю в первой половине дня, и начинаются у центрального входа в театр
Лучше занимать очередь у подъезда заранее, так как количество мест ограничено. Проход к кассам открывается ровно в 11.00. Туристов запускают внутрь театра, где они сначала приобретают билеты, а затем проходят на экскурсию. Длится она ровно час.
На экскурсии можно узнать об истории Большого театра. Экскурсоводы сначала проводят группу по залам Главного фойе, рассказывая об их восстановлении и назначении в дореволюционный период, затем следует посещение великолепнейшего исторического зрительного зала. В конце группа проходит на балконы 4-го яруса, откуда, если повезет, можно посмотреть на репетицию оперы или балета. Всё, кроме репетиций, можно фотографировать. У театра есть свой музей. Выставки, организованные этим музеем, проходят в Экспозиционном и Хоровом залах, а посетить их могут только зрители спектаклей или участники экскурсий.
Завершается экскурсия у сувенирного магазина Большого на -1 этаже. Пройти в этот магазин может любой желающий с 11 до 19 часов без выходных, вне зависимости от наличия билета. Вход через подъезд 9а. В Театре во время спектаклей также работает буфет, на уровне четвертого яруса балкона. В буфете два зала: в одном можно присесть на удобные диваны у невысоких столиков, в другом – расположиться у круглых высоких столов стоя.
Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра и автором.
Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
Большой театр – архитектура
Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.
Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены — 25 метров, ширина — 26,3 метра, высота — 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены — 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.
Сцены и афиша театра
У Большого театра три сцены: Историческая, Новая и Бетховенская. Если вы планируете посещение театра и хотите увидеть не только балет или оперу, но и знаменитое здание театра, его пышный зал, вам стоит выбирать спектакли, идущие на Исторической сцене. Новая сцена была построена в 2002 году и располагается в отдельном здании, слева от исторического. Бетховенская сцена появилась после реконструкции 2011 года и находится в историческом здании Большого театра, на -2 этаже. Сегодня на этой сцене проходят концерты и спектакли для детей.
Спектакли в Большом театре идут блоками. Например, балет «Щелкунчик» показывают только зимой, во второй половине декабря, захватывая иногда январские каникулы (в каждом сезоне своя афиша). Знаменитое «Лебединое озеро» последние три года дают осенью (главным образом в сентябре) и в январе.
Продажа билетов на спектакли на Исторической и Новой сценах начинается за три месяца, на Бетховенской — за два. Сначала идёт предварительная продажа в кассах театра, и только оставшиеся после предварительной продажи билеты реализуются через сайт и официальных распространителей. Спрос на билеты на знаковые постановки огромный, и места на многих балетах часто заканчиваются уже на этапе предварительной продажи.
Интерьеры театра
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу. Он был создан шестиярусным на 2300 зрителей
В плане зал похож на скрипку, сужаясь там, где располагается оркестр. Кавос был гениальным акустиком: каждый элемент декора у него работал на звук. Он придумал много необычных решений: все панели в зале сделали из резонансной ели, из которой изготавливают скрипки, виолончели и гитары. Лепнина на балконах была выполнена не из гипса, а из папье-маше, которое не только не поглощает звук, но и усиливает его. В зале было устроено множество акустических полостей. В ходе реконструкции исторического здания театра 2005-2011 годов декор зрительного зала, вплоть до тканевой обивки, был полностью восстановлен.
Интерьер зала представляет собой изящное соединение ренессанса с византийским стилем, построенное на сочетании белого, золотого и ярко малинового цветов. Безусловное его украшение – величественная хрустальная люстра. Её создали во Франции специально для Большого театра в 1863-м году (тогда она была с газовыми рожками). Вес люстры – 2,2 тонн, высота – 9 метров, диаметр – 6 метров. У люстры несколько десятков тысяч хрустальных элементов. Через 30 лет после создания ее рожки переделали на электрические светильники, и в этом виде люстра дожила до наших дней.
Вокруг люстры — изящная роспись «Аполлон и музы». Её создал в XIX веке академик живописи А. Титов. Кстати, художник, в своей росписи схитрил: заменил одну из канонических муз, Полигимнию (музу гимнов), на выдуманную им Музу живописи. Вы увидите её с палитрой и кистью в руках.
Во время реконструкции Большого театра было восстановлено величие помещений анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. В Белом фойе восстановлена роспись потолков. Кажется, что это ажурная лепнина, но это оптический обман, созданный живописью в технике гризайль. По центру Белого фойе — вход в императорскую ложу. Над его дверьми сейчас можно увидеть вензель последнего императора России, Николая II: сплетение буквы «H» и римской цифры «два» — II.
Бетховеновский и Круглый залы поражают своим великолепием. Сегодня мы видим их именно такими, как они были в 1895-м году, когда их обновили к коронации Николая II. Бетховенскому залу вернули утраченную в советское время императорскую символику. Стены зала обтянуты тканью красного цвета, для воссоздания которой потребовалось почти 5 лет исследовательской и реставрационной работы. Красный атлас вручную ткали по технологиям XIX века на жаккардовых станках. В день на таком станке выходило не более 5-6 сантиметров ткани. Всего же для Бетховенского и Круглого залов изготовили чуть более 700 метров полотна.