Финист

Сюжет — краткое содержание

Подарил крестьянин Марьюшке перо финиста и стал к ей прилетать по ночам добрый молодец.

Сестры из зависти изрезали финиста, и тот улетел, а Марюшка отправилась в дальний путь, чтобы вернуть любимого.

Встретились ей три Бабы-Яги, и каждая подарила Марьюшке драгоценные волшебные вещи.

Помог Марьюшке и Серый волк, и нашла она царицу, которая опоила Финиста и сделала его своим женихом.

Марюшка нанялась к ней работать, а царица в обмен на ночь с Финистом выменяла у Марьюшки волшебные подарки.

Слезы Марьюшки разбудили Финиста, и они вернулись домой, потому что народ решил, что настоящая жена та, которая не продает мужа.

Подлость сестер

Сестры заподозрили неладное и начали следить за Марьюшкой. Они увидели, что к ней прилетает каждую ночь сокол, который превращается в прекрасного молодого человека. Завидовали ей сестры и задумали недоброе. Они натыкали ножи и иглы в косяки окна.

Крепко спала красавица и не услышала, как стучал в стекло милый. А Финист поранился об острые ножи и улетел. Утром Марьюшка увидела капли крови на своем окне и поняла, что беда случилась. Отправилась она в путь, простившись с батюшкой своим и сестрами. По дороге ей встретилась избушка на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга.

Понравилась красивая и трудолюбивая девушка бабушке и рассказала она ей, что есть в мире злая королева, которая колдовством женила на себе Финиста. В помощь Марьюшке дала она:

  • блюдечко;
  • яйцо золотое.

Далее, девушке встретились сестры первой колдуньи. Они также помогли Марьюшке и дали ряд советов, которые она запомнила. Одна из них дала красавице иголку и пяльцы волшебные, а вторая — веретено и прялку. До замка королевы Марьюшку довез волк.

Исправление вреда-избывание беды

В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна

Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит

Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»

А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла

На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал

На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует

Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?

А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.

Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?

Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»

Снаряжение в дорогу

В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские

Что же требовалось от девушки? Найти суженого

«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»

Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?

Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути

Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола

Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично

Рецензии на книгу «Финист — ясный сокол» Андрей Рубанов

В книге есть весёлая, но истинная характеристика нашего народа: «Четвёртой, и, возможно, важнейшей, корневой практикой этих людей является всеобщее угрюмство: особое состояние духа и рассудка, когда ни ты сам, ни другие вокруг тебя не ждут от будущего ничего хорошего. Они называют это – «ровная дрежа». Каждый новый год может быть холоднее предыдущего. Каждая новая лютая зима может погубить всех. С самых ранних лет любой дикарь думает как воин: как тот, кто уже мёртв. …Смерть всегда здесь, вокруг, рядом, за плечом. Дикари живут внутри смерти, как мы живём внутри сытости, самолюбия и довольства. …Они, эти люди внизу – действительно почти всегда очень угрюмы и оживляются обычно только после того, как выпьют несколько ковшей хмельной браги. …Они чаще молчат, а если говорят – то скупо и кратко. И если можно ничего не сказать, но ответить жестом – они всегда отвечают жестом». Это в точности моё ощущение от этой книги: она написана именно по этому рецепту: скупо и кратко. Практически жестами. Не понимаю, откуда набралось 568 страниц. Ни одного лишнего слова. Разве что несколько лишних запятых. Поразительно, как автор сумел написать книгу, обойдясь без словаря новых понятий последних ста лет. Каким ситом он их отсеивал? Впустил только слово «гарантирую», но это из языка крылатого человека, облетевшего весь мир, и то лишь ради того, чтобы тот смог подробнее остановиться на своём ручательстве. Уже говорил кто-то: эта книга – славянский ответ на «Игру престолов». Я «Игру престолов» посмотрела прошлым летом: по одному сезону за ночь. Каждый сезон – 7 часов. 7 ночей, чтоб ни на что не отвлекаться. И только читая «Финиста», я поняла, какая сила тогда гнала меня каждую полночь к экрану. Та же, что и 5 неполных ночей к этой книге: жажда счастья. Счастливым делает тебя постижение мира; как будто всё твоё эмпирическое знание и все догадки о мироустройстве у тебя на глазах получают научное подтверждение. Почему-то это происходит на вещах, далёких от реализма. А ведь я не сказать чтоб любитель фантастики. Забавно было обнаружить, что автор — явный феминист. Хотя Галина Юзефович и писала, что девка Марья не особо проявляет себя в книге как личность, но ведь короля играет свита. Ни один из троих рассказчиков не посмел настоять перед этой Марьей на своей воле; ждал её решения. «Она не хочет». «Я хотел, но я ей не понравился». А старая ведьма Язва и прямым текстом объявляет, что мироустройство, коловрат мира определяется женщинами. И ещё одна деталь не укроется от близкого – а может, и от далёкого читателя: автор – сам отец «малой девки»

Это заметно по осторожности его жеста, по обдуманному подбору слова. Кстати, вот зря на задней стороне обложки напечатано: «Содержит нецензурную брань»

Не содержит. На снимке: малая девка Марья в детстве.

Оцените статью
ЗА ШУТКИ
Добавить комментарий