Цель проекта
Открывая этот раздел Интернет-ресурса, вспомним слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» (Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. М., 1969. С. 9).
Литература Древней Руси, возвысив духовные ценности и нравственные идеалы, за столетия своего развития создала необходимые основы для расцвета русской литературы нового времени. Однако, при всей очевидности генетической связи, произведения древнерусской литературы, в отличие от русской литературной классики, в наше время отнюдь не находятся на пике читательского интереса. Причины этого кроются в специфических чертах литературы Древней Руси. Средневековые тексты, даже снабженные переводом на современный русский язык, сложны для восприятия, требуют культурно-исторического комментария.
Ресурс «автографы: личность в письме» содержит образцы письма выдающихся деятелей русской истории и культуры XVIII – XX вв.
Раздел «образы русского письма» содержит обзор основных исторических типов русского письма, возникших в разное время и существующих по сей день в тех или иных формах.
В разделе «Древнерусские писцы XV – XVII вв.» собраны и представлены в наиболее доступной форме датированные образцы древнерусского письма, хранящиеся в фондах Рукописного отдела РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Задача популяризации древнерусской литературы была поставлена Д. С. Лихачевым и решалась им вместе с широким научным коллективом, который сегодня по праву можно назвать школой Лихачева. Популяризация произведений начата в рамках серии «Литературные памятники», затем в серии «Библиотека всемирной литературы» вышел «Изборник» (М., 1969), впервые открывший читателю богатый мир древнерусской литературы в его целостности. В 1978–1994 гг. под редакцией Д. С. Лихачева осуществлено издание специальной серии «Памятники литературы Древней Руси». В 12-ти томах этой серии опубликовано около 300 произведений. С 1997 г. по настоящее время в свет выходят выпуски двадцатитомной серии «Библиотека литературы Древней Руси». Публикация древнерусских текстов сопровождается профессионально выполненным переводом на современный русский язык и комментариями. Эта серия размещена на официальном сайте Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, так же как и чрезвычайно полезное и интересное энциклопедическое издание «Словарь книжников и книжности Древней Руси», выпуски которого выходят с 1987 г.
Этот массив систематизированного и адаптированного материала, в значительной своей части представленный в Интернете, позволяет конкретизировать назначение данного ресурса. Авторы проекта не ставят перед собой задач литературоведческого или текстологического исследования. Цель проекта – открыть доступ читателя к первоисточникам, дать ему возможность виртуально листать рукопись и быстро находить в ней интересующий его текст или изображение, рассматривать письмо, орнаментальный декор и миниатюры, ощутить аромат далеких времен. Представленным памятникам предпосланы краткие аннотации, которые рассказывают о рукописях и снабжены библиографическими ссылками на профессиональные Интернет-ресурсы, содержащие справочную информацию о произведениях древнерусской литературы, переводы текстов и комментарии к ним.
Новый подход к проблеме популяризации произведений древнерусской литературы стал возможен только с развитием компьютерных технологий, которые при жизни Д. С. Лихачева делали лишь первые шаги. Однако не подлежит сомнению, что цель проекта – сделать произведения древнерусской литературы органичной частью историко-культурного кругозора самого широкого читателя – находится в русле его идей.
- Цель проекта
- Участники проекта
- О литературе Древней Руси
-
- Структура
- Просмотр рукописей
- Поиск
Когда возникла древнерусская литература
Фото с сайта 5.firepic.org
Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.
Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.
Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.
Фото с сайта 5.firepic.org
Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины»
Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке
Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.
Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.
К какому веку относится древнерусская литература
Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.
Периодизация древнерусской литературы.
- Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
- Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
- Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
- XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
- XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.
Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.
Фото с сайта 5.firepic.org
Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.
Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».
Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.
Жанры литературы
- жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
- жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
- исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
- произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.
Жанры древнерусской литературы таблица
Фото с сайта 5.firepic.org
Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.
Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года
Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше
Интересные факты
Формирование древнерусской литературы связано с рядом интересных фактов:
Важной особенностью произведений того времени считается рукописный способ распространения. При этом большинство трудов входило в сборники, которые преследовали разные цели
Значение рукописей оценивалось с практической точки зрения.
Авторы соблюдали болгарские и византийские традиции в литературе. Они брали пример с источников, которые переводились, и на их основе создавали нечто совершенно новое. Переводная литература становилась базой для развития собственных традиций.
Цель литературы того времени заключалась в спасении души.
Литературные произведения не должны были преподносить читателям нечто новое. Наоборот они должны были успокоить и заинтриговать привычностью. Это демонстрирует общность с фольклором.
17 – Переходный период
Слово
о законе и благодати – 11 век. Первое
дошедшее произведение. Метрополит
Илларион. Закон – иудаизм, благодать –
христианство. Иудаизм – закон, закабаляющая
религия, делай то и то, непонятно, почему.
Благодаря христу стала возможна
благодать. Привносит смысл в эту религию.
То что было законом стало благодатью.
13 век
монголо-татарское нашествие, киевская
русь: сложная гос единица, резиденция
старшего князя и метрополита (наместника,
местная церковь, подотчетен патриаржу)
1589 год был избран первый патриарх на
руси, до этого подчинялся византии
(древней греции). Резиденции находились
в киеве, но власть киева и старшего книзя
ослабевала, раздавал земли, контролировать
не мог – нет путей сообщения, государство
начало расподаться, территория большая.
Возрастает роль удельных княжеств.
Номанально князь и киевское нкяжество
есть. Но никто не считается с этим.
Поэтому было возможно захватить русь
монголо-тарарами. А в 14 веке тоэе самое
приозошло в орде: великая заметня.
Культурное
наследие византии ощущалось не только
в церкви и остальном, но и в жанрах: были
заимствованы:
Проповедь
(или слово)
Жития
(агиография, агиос святой, графо — пишу)
– житейская о усопших, канонизированных,
причисленных к лику святых.
Хождения
Летописи
– фирменный знак ДРЛ. Самые интересные
сведения. Описывали историю государства,
сохранять сведения и передать потомкам.
Произведения передавались в списках
(сборниках).
Писчий
материал оч дорогой, экономия места –
слитно писали, и если было место то
дописывали другое произведения, поэтому
шли в списках.
Поучения
Мономаха, Моление (слово) Даниила
Заточника — не относятся ни к одному из
жанров, два отдельных произведения.
Сидит
на санях – одной ногой в могиле, готовится
к смерти. Прежде чем отойти в мир иной
он оставляет детям напутствие, каким
должен быть князь.
Моление
– еще более необычный, юморичтисеское
произведение. Смеяться не принято, э то
странно. Тем более странно писать юмор.
Был вроде солдатом в тюрьме – заточник,
в заточении.
Особая
известность у истории злых женах – из
моления.
«Сказание
о Борисе и Глебе» — часто встречаются в
ДРЛ мученики, борис и Глеб – страстотерпцы,
были убиты адептами своей же веры.
Мусульманин убивает христианина –
мученик, от своей веры – страстотерпцы.
Они были убиты братом Святополком
Окаянным, Борис и глеб родились от
освященного брака и христианки, мать
Святополка – рагнеда, красивая была
украдена из монастыря Ярополком, рагнеда
понравилась Владимиру, Владимир 1 был
еще язычником, поражен же наш князь был
похотью, изнасиловал, рождается порочный
Святополк, Окаянный так как совершил
тот же грех, что совершил Каин, убивает
братьев. Алчный Святополк хочет власти.
Борис отказывается драться с братом,
просит только о последней молитве,
полное подражание Христу. Заканчиваете
то, зачем пришли. Глеб младше, начинает
плакать и молить, но затем понимает и
принимает смерть о солдат, которых
подослал его брат. Повар убивает его
как агнеца (тоже символ иисуса).
Пейсах
(пасха) исход евреев из египта. На пейсахе
выбирают животного. На которого складывают
все грехи, закладывают агнеца. Иисус
как агнец. Имя повара торчин 9турок,
другой). Страх чужого и иного в каждом
из нас, религия объединяет людей одной
веры, религия как маркер (раса,
национальность). Отойти от того что есть
свои и чужие может только развитый
человек. Поэтому именно он убивает
Глеба. За братьев заступается Яросла,
ставший изв Мудрый. Святополк бежит, от
его могилы доносится жуткий смрад.
Останки Б и Г нетленными. Б и Г не политики,
не князья, не пошли воной на брата,
главное — они подражают Христу. Становятся
святыми и героями произведения.
Особенности древнерусской культуры
В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.
Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:
- Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
- Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
- Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
- Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.
Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.
Слайд 8жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались
пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий — поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. — «Хождение игумена Даниила» в Святую Землю, написанное в начале 12 в.
Хождение —
В 70-е гг. 15 в. в жанре хождения было написано «Хождение за три моря Афанасия Никитина, тверского купца» — своеобразный дневник с записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от других произведений этого жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как «нечистая», «басурманская».
Слайды и текст этой презентации
киевский князь (1016-1018, 1019 -1054
Владимир Мономах(1053-1125)
ФОРМЕ ПОГОДНЫХ ЗАПИСЕЙ. Ученые предполагают, что летописание на Руси возникло в XI веке, во время правления Ярослава Мудрого.
НЕСТОР – самый известный из русских летописцев, монах Киево-Печерского монастыря, живший в к. XI – н. XII. Его главный труд – летописный свод «Повесть временных лет», включающий рассказ о начале Русской земли, городов, языка, княжеского рода и о событиях прошлых и современных летописцу лет.
Позже появляются иллюстрированные, где события изображены в рисунках, так называемых миниатюрах.
Слайд 5 (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором
описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.
Житие —
Наиболее известные жития:«Сказание о Борисе и Глебе»«Житие Феодосия Печерского»«Житие протопопа Аввакума»«Житие Сергия Радонежского»«Житие святого благоверного князя Александра Невского»
для любого древнерусского человека. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь…Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело…Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»
воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.
«Повесть о битве на реке Калке»«Повесть о разорении ханом Батыем Рязани»«Сказание о Мамаевом побоище»«Задонщина»
пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий — поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. — «Хождение игумена Даниила» в Святую Землю, написанное в начале 12 в.
Хождение —
В 70-е гг. 15 в. в жанре хождения было написано «Хождение за три моря Афанасия Никитина, тверского купца» — своеобразный дневник с записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от других произведений этого жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как «нечистая», «басурманская».
ее связи с историей всемирной. Появление летописей. Летописи XI в не сохранились. литература XIV – 50-х гг XV в. призывает к борьбе за объединение вокруг Москвы, формированию Русского государства. вторая половина XV – н.XVI вв – появление повестей о князьях («Сказание о князьях Владимирских»). «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Все о древнерусской литературе. Что такое древнерусская литература
Лекция 5 из 8
Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»
Историю древнерусской словесности XI–XIII столетий часто рассматривают как первую главу в истории современной русской литературы. И действительно, образы из летописей или «Слова о полку Игореве» прочно занимают свое место в фонде отечественной культуры — достаточно вспомнить пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» или оперу «Князь Игорь» Бородина
Однако важно понимать, что образы эти происходят из мира, существенно отличавшегося от нашего по своим ценностным установкам. Осознание этой разницы — первый шаг к пониманию всех произведений культуры Древней Руси
Основное отличие древнерусской словесности от современной художественной литературы состоит в предназначении. Задача художественной литературы — поднимать читателя над обыденным миром. В книгах «интеллектуальных» и «сложных» это делается с помощью неожиданной формы и многопланового содержания; в тех, что «попроще», нас ожидает лихо закрученный сюжет с неочевидной развязкой, а некоторым мастерам удается сочетать и то и другое. Утверждения критиков XIX века, будто искусство непременно должно быть «полезным», сегодня кажутся глубоко устаревшими. И даже об обязательной еще недавно «партийности» литературы вроде бы наконец разрешили забыть.
Совсем другое дело — книжная культура русского Средневековья. Книги и вообще письменность появились на Руси после Крещения, так что их состав и содержание определялись прежде всего потребностями Церкви
А в глазах Церкви искусство ради искусства было делом опасным, ведь такое искусство способно притягивать внимание — а значит, и помогать дьяволу, который обязательно воспользуется случаем отвлечь людей от молитвы икаким-нибудьхитрым способом ввергнуть души человеческие в соблазн. Дабы этого не допустить, некоторые популярные формы народных развлечений — например, площадные комедии — были прямо запрещены церковными канонами (при этом именно площадная комедия — одна из тех форм искусства, от которых произошел современный театр)
Конечно, реализовать такие суровые запреты было непросто: «трубы, скоморохи, гусли и русалии» продолжали, как признавали древнерусские проповедники, «переманивать» народ от Бога. В то же время упоминания скоморохов в источниках домонгольской поры единичны, а примеры их творчества, восходящие к столь ранним временам, нам и вовсе неизвестны. Та словесность Древней Руси, с которой имеет дело современный читатель, — словесность сугубо религиозная, а ее основная задача — приносить душевную пользу. Браться за перо имеет смысл лишь постольку, поскольку результат твоего творчества поспособствует спасению души.
Жанры древнерусской литературы
Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.
Определение 2
Литературный жанр — исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.
Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.
В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:
- Летопись — погодовая запись исторических событий. Летописи вели при монастырях, их существовало большое количество. Пример летописи — «Повесть временных лет», написанная Нестором;
- Поучение — дидактический жанр; авторы поучений старались донести до своих читателей важные нравственные идеи. Отдельно выделяли торжественные поучения. Примеры поучений: «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона;
- Житие — жизнеописание людей, причисленных к сану святых. Примеры: «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Юлиании Лазаревской». Примером княжеского жития является «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского»;
- Хождение — описание путешествий. Чаще всего это были хождения к святым местам, как, например, в «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря»;
- Воинская повесть — произведение, описывающее военные события и воинские подвиги. К воинским повестям относится «Слово о полку Игореве», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»;
- Повесть — уникальный жанр, свойственный русской литературе. Этому жанру относятся «Повесть о Петре и Февронии».
В литературе XVII века также появились пьесы — комедии, трагедии и драмы. Например, «Юдифь» и «Комедия притча о блудном сыне».
Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.
Проблемы древнерусской литературы
Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.
Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.
Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.
Замечание 3
Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».
Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.
Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.
Изобразительное искусство
Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох
Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.
В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны, растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.
Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.
Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.
Словарь
1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).
2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.
3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.
4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.
5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.
6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.
8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.
9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.
10. Мозаика — картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.
11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.
История возникновения
Древняя литература обладает интересной историей возникновения. В своем развитии русское направление прошло несколько последовательных этапов, каждый из которых был весьма интересным.
Ранний феодальный период
Появление древнерусской литературы тесно связывают с формированием государства, которое возникло на фоне длительного деления общинного родового строя восточнославянских народностей. Все это нашло отражение в творчестве того времени.
Предпосылки
Почему же появилась древнерусская литература? Она имеет несколько предпосылок возникновения. Дело в том, что восточнославянские племена перешли к феодальному строю, миновав рабовладение. В созданной системе общественных отношений меньшинство управляло большинством.
Чтобы дать идеологическое объяснение этому, язычества и устного народного творчества было мало. По мере развития экономических, торговых и политических связей все больше возникала потребность в новой письменности. Именно она должна была стать причиной появления литературы.
Кирилл и Мефодий
Важным историческим событием, которое повлияло на создание древнерусской литературы, стало открытие азбуки Кириллом и Мефодием. Это произошло в 863 году. В конце девятого века в древней Болгарии наблюдался расцвет культуры. В тот период появилось много известных писателей. Созданные ими произведения оказали значительное влияние на формирование литературного творчества в Древней Руси.
Устное народное творчество
Источником появления множества произведений стало устное народное творчество. «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» были созданы в четком соответствии с народными традициями.
Принятие христианства
Чтобы лучше разобраться в истории древнерусской литературы, стоит обратиться к 988 году. Это официальная дата принятия христианства на Руси. Древняя Русь использовала в качестве церковного литературного языка древнеславянский. При этом обогащение речи было связано с развитием устного народного творчества.
В середине одиннадцатого века появилось много искусных переводчиков, которые переводили словенский язык греческих книг. Также на развитие древнерусской литературы значительное влияние оказали монастыри. К примеру, Киево-Печерский монастырь стал настоящим очагом христианской культуры.
Переводные книги
Одной из первых на русский язык перевели Библию, которая считается священной книгой всех христиан. По ней детей обучали грамоте и постигали азы веры. Также весьма распространены были описания жизни святых – в частности, книга Епифания Премудрого.
В качестве примера стоит привести роман о жизни Александра Македонского под названием «Александрия».
В период двенадцатого по семнадцатое столетие одной из самых популярных книг стал переводной сборник «Пчела». Его составил византийский монах Антоний. Сборник состоял из 70 разделов. Он включал 2,5 тысячи цитат античных философов и писателей. Они были посвящены самым разным темам. Главной задачей работы стал поиск ответа на вопрос, как жить в этом сложном мире.
«Повесть временных лет»
Это произведение считается одной из самых древних общерусских летописей. Она представляет собой историко-публицистическое произведение раннего средневековья. Эта работа стояла около истоков русского исторического повествования. Следующие поколения летописцев размещали «Повесть временных лет» в начале сводов.
Эта работа стала не только важнейшим историческим источником, но и ценным литературным памятником. В ней сохранилось много оригинальных произведений разных жанров. Стоит отметить, что «Повесть временных лет» формировалась постепенно. При этом в ее создании принимало участие несколько поколений книжников.