Байдарка для туризма

Каркасно-надувные байдарки (КНБ)

Возникли при попытке приспособить каркасное судно к сплаву по бурным и каменистым рекам. Конструкция представляет собой каркас (обычно с меньшим количеством продольных элементов, чем у классического каркасника), мягкую оболочку и два баллона вдоль бортов. В многочисленных самоделках времен СССР баллоны вкладывались внутрь «шкуры» и привязывались к каркасу. Сегодня они, как правило, интегрированы с оболочкой в единое целое, что упрощает сборку и снижает вес конструкции. Советские самодельщики делали двух- и четрыехбаллонные КНБ: вдоль каждого борта шел, соответственно, один или два баллона. Сейчас производители предпочитают двухбаллонную схему, хотя некоторые разделяют один баллон поперечной перемычкой для повышения живучести судна.

Классические представители – «Варзуга-2», «Ладога-2» («Тритон», РФ), «Маринка-2» (ФМК, РФ), «Викинг 3,8», «Гарпун» («Акваграфика, РФ), «Рось-2» («RENT-TOUR», Украина).

КНБ, как правило, собирается быстрее каркасника (минут 20 – и лодка на воде), по скоростным характеристикам близка к нему, по обитаемости уступает (место под бортами занято надувными элементами). Масса каркасных и каркасно-надувных лодок тоже сравнима: питерский «Тритон» выпускал лодку «Свирь» в каркасном и каркасно-надувном исполнении, и весили обе модели одинаково.

Вообще, в ходе эволюции «отряд» КНБ разделился на несколько «подотрядов». Появились, например, «надувные байдарки с элементами каркаса» (к ним ближе «Рось» и «Викинг») или «каркасные байдарки с бортовым поддувом» (таким был старый польский «Нептун»). Поэтому и дать общие рекомендации по использованию таких судов сложно. Одни из них применяются так же и там же, где каркасники или на несколько более спортивных маршрутах. Другие активно конкурируют с надувными: собираются почти так же быстро, а, например, курс держат лучше — если «элементом каркаса» выступает одинарный кильсон по всей длине, как у «Викинга» и «Роси».

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

Типы конструкции каяков

По типу конструкции каяки делятся на три основных типа:

  • Каркасные каяки — классический тип каяка, состоят из разборного металлического или деревянного каркаса, обтянутого синтетическим материалом. Не обладают достаточной жесткостью. Требуют 30-40 минут для сборки-разборки. При порезе и проколе начинают сразу тонуть, быстро если пробой большой, медленно если пробой маленький.
  • Корпусные каяки — имеют жесткий корпус из полимерного или композитного материала. Не требуют времени на сборку и разборку. Устойчивы к порезам и проколам. Сложны в транспортировке из-за больших размеров и веса.
  • Надувные каяки — по типу конструкции очень похожи на обычную лодку ПВХ, но обеспечивает более высокую скорость передвижения за счет более оптимальной формы. Надувные каяки занимают мало места при транспортировке и собираются-накачиваются за считанные минуты. Надувные каяки неустойчивы к порезам и проколам, но из-за наличия нескольких герметичных камер, остаются на плаву даже при проколе одного баллона. Надувные каяки из-за малой осадки позволяют плавать даже по мелководным участкам водоемов. При сильном ветре на больших открытых водоемах имеют большую парусность.

Назначение каяка или байдарки

Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.

И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))

Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.

Советы профессионалов

Путешествие по воде, о котором долго мечтали, может быть испорчено из-за неверно выбранной лодки. Купить хорошую байдарку – не проблема. Есть множество магазинов и сайтов, предлагающих услуги по продаже снаряжения для водного туризма. Здесь же можно найти описание товара, изучить характеристики, полюбоваться фотоизображением и выбрать цвет, поскольку обычно предлагается несколько вариантов. Однако простой саму покупку не назвать, даже если функционал интернет-сайта позволяет оформить заявку в один клик.

По мнению опытных сплавщиков, «та самая» байдарка должна обладать конкретными достоинствами

На что обратить внимание в первую очередь?

Выбирая лодку мечты, важно оценить следующие моменты

Оболочка, которой обтягивают каркас

Материал предпочтительнее прочный, к примеру, тент или кордура. Неплохо справляется с воздействием влаги нейлон и поливинилхлорид. Желательно, чтобы днище покрывал материал PVC viniplan, так срок эксплуатации увеличится.

Какую тяжесть выдержит

Собираясь взять с собой большое количество вещей, следует остановить выбор на судне, без труда выдерживающем до 300 килограммов.

Планируется только сплав или пешеводное путешествие

Поскольку байдарка весит прилично, а туристу необходимо прихватить и рюкзак с провизией, а не только снаряжение, то следует заранее вычислить: сколько километров придется прошагать, да еще и с приличным багажом.

Сложность сборки

Если покупатель не собирается заказать байдарку онлайн, то желательно прямо в магазине уточнить у продавца, как собирать байдарку. На сайте, прежде чем оформить заказ, следует поискать и посмотреть видеоролик, показывающий премудрости сборки. Надувные модели проще, чем каркасные. Здесь понадобиться хороший насос, однако репетиция перед путешествием необходима, чтобы появилась мышечная память.

Комплектация

В критерии выбора входит и этот фактор. Комплектующие понадобятся, но не всегда байдарка продается с ними. К примеру, одни «надувнушки» поступают в продажу с насосом, а другие – нет. Также нужно посмотреть, прилагается ли руль и парус, продается с веслами или придется приобретать их отдельно. Также опытные сплавщики обязательно берут с собой набор «санитара». Стоит захватить ремонтный материал на случай, если лодку придется подлатать в дороге, мало ли, к примеру, напорется на острый камень.

Цена

На рынке есть модели недорогие и очень дорогие. Последний вариант представлен в фирменных магазинах производителей

Важно понять, насколько часто будет использоваться плавательное средство и с какой целью оно приобретается. Для водного спорта или развлекательной прогулки? Любителю профессиональная модель ни к чему

Перед большим путешествием нужно немного потренироваться, поскольку даже самая спокойная байдарка не терпит неопытных гребцов.

Если все эти аспекты соблюдены, то сплав непременно станет удачным и принесет немало приятных впечатлений.

Водный туризм в последние годы активно развивается, поэтому в путешествие по рекам и озерам отправляется все больше спортсменов-любителей. Главное, купить хорошую ходкую и прочную лодку, чтобы насладиться походом в полной мере.

Если у Вас есть опыт в использовании байдарки, оставьте комментарий. Ваши рекомендации будут полезны другим гостям сайта.

Классификация по количеству мест

По количеству мест байдарки делятся на одноместные, двухместные и трехместные. На первый взгляд, они отличаются лишь количеством посадочных мест, но на самом деле, это не единственное их отличие. Самым важным отличием этих байдарок между собой является количество багажа/снаряжения в пересчете на одного человека, которое может взять на борт каждое из этих судов. Чем более “многоместная” байдарка, тем меньше может взять с собой каждый из членов экипажа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на длину байдарок. Ниже приведены диапазоны значений длин байдарок в зависимости от количества мест:

  • одноместная байдарка (морской каяк или сияк) — 4,2-4,4м (зависит от модели)
  • двухместная байдарка — 4,8-5,0м (зависит от модели)
  • трехместная байдарка — 5,7м

Эту особенность очень важно учитывать, выбирая байдарку для похода. Если вы понимаете, что вещей у вас много, то вам надо либо садиться в одноместные морские каяки, либо выбирать байдарку с числом посадочных мест на одно больше, чем планирующееся число членов экипажа

Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек. Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке.

Поэтому если вас, например, трое, и у вас количество вещей минимальное, а само снаряжение (спальники, палатки, коврики) малогабаритное, то можете смело отправляться втроем в поход на трехместной байдарке.

Если же вы не уверены, что каждый из участников похода готов отказаться от лишних вещей, взяв только самое необходимое, правильным будет рассмотреть один из следующих вариантов:

Вариант 1 при умеренном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 2 при увеличенном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс двухместная байдарка для третьего гребца и вещей

Вариант 3 при большом объеме вещей: трехместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 4 при большом объеме вещей: три одноместных морских каяка

В варианте 1 и, особенно в варианте 2, надо признать, одиночный гребец оказывается не совсем в равных условиях с товарищами, в варианте же 3 нагрузка распределена примерно одинаково, а в варианте 4 — уравнена.

В пользу указанных выше вариантов надо сказать, что с точки зрения безопасности они предпочтительнее, нежели вариант, когда трое отправляются в поход на перегруженной трехместной байдарке.

К тому же идти на нескольких судах (правильно говорить “несколькими экипажами”) и интересней и веселей. Плывя рядом друг с другом можно сделать великолепные фотографии или снять настоящее походное видео, чего у вас никак не получится, если вы идете одним экипажем. В добавок перед каждым новым переходом можно меняться местами, и каждый сможет попробовать себя на разных судах.

Какие бывают байдарки

Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.

Виды байдарок

Разборная

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.

Неразборная

Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.

Типы

Каркасная

Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Надувная

В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.

Каркасно-надувная

Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.

Пластиковая

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.

Сравнительная таблица:

Тип Каркасные Каркасно-надувные Надувные Цельнолитые
Средний вес, кг 30 27 20 35
Остойчивость Средняя Хорошая Хорошая Слабая
Грузоподъемность, кг до 550 до 500 до 300 до 600
Ходкость Хорошая Хорошая Средняя Высокая
Внутренний объем Большой Средний Малый Очень малый
Непотопляемость Слабая Хорошая Отличная Слабая
Цена за новую лодку, рублей От 15000 От 25000 От 30000 От 20000

Байдарки с жестким корпусом

Этот класс байдарок весьма популярен в мире — жесткие лодки имеют лучшие ходовые характеристики, четко держат форму, мало уязвимы. Полиэтиленовые каяки – одни из самых распространенных сплавных судов. Но в нашей стране жесткая байдарка у туриста-частника остается экзотикой. Все-таки их сложно перевозить (обычно на крыше авто) и хранить. Хотя для варианта «дача у самой воды» жесткая байдарка – хорошее решение. Правда, при покупке надо смотреть, для каких именно условий эксплуатации лодка сделана: вертлявый подрезанный (с поднятыми носом и кормой) каяк будет хорош при сплаве по бурной воде, но держать на нем курс на озере – занятие не для слабонервных.

Пластиковые байдарки

Модели являются цельнолитыми и производятся из специального пластика. Они очень маневренные и легкие. Для новичка пластиковый каяк будет неустойчивым и неуправляемым, но для спортивных состязаний – это самое оно. Бурная вода, экстремальные сплавы, соревнование – в монолитном каяке спортсменам удается совершать невероятные трюки. Однако помните, что для таких заплывов необходима профессиональная подготовка. Вариантом может стать семейная пластиковая модель, которая будет более устойчивой на воде.

Достоинства пластиковых байдарок:

  • отменные маневренные качества;
  • быстрота;
  • долговечность + прочность;
  • подходит для экстремальных спусков;
  • непотопляемость.

Недостатки:

  • ее необходимо в своем цельном виде доставить на место сплавов;
  • требует обучения.

Надувные байдарки

В советское время выпускались прорезиненные байдарки «Ласточка-1» и «Ласточка-2», но большой популярностью они не пользовались.

Современные материалы, прежде всего, ткани с ПВХ-покрытием, позволяют произвести надувные суда совсем другого класса: в частности, теперь их можно накачивать до давления в 2-3 атмосферы, а это совсем другая жесткость судна и, значит, другие скоростные характеристики, если сравнивать с «прорезинкой», которая, ко всему, еще и тяжелее. Кроме того, современные технологии сварки и склейки таких тканей позволяют в куда более широких пределах «играть» с формами баллонов, а значит, и с обводами судов.

Поэтому надувные байдарки сегодня переживают ренессанс.

Характерные представители «отряда» — К54.10 («Романтика», Украина), А-450 («Нэрис», Украина), «Аврора KM425» («Фиорд-Бот», Украина), Solaris 42VS (Solaris-Boat, Украина) , «Щука » (КБ «Сталкер», РФ). У последней, впрочем, иная (и да простят нас «щуковфилы» — устаревшая) конструкция: надувные баллоны вкладываются в негерметичные чехлы. Именно последние держат форму и механическую нагрузку. Сушить и чинить такую лодку сложнее, пленочные баллоны после нескольких лет службы могут выйти из строя.

В этой же нише «пасутся» многие китайские производители безосновных лодок – то есть, по большому счету, из толстой пленки. Судно получается легким, но непрочным.

Как правило, образуют надувную байдарку два круглых в сечении баллона вдоль бортов, сужающиеся и сближающиеся к носу и корме. Дно может быть также с поддувом (вроде надувного матраца) или без него. У «Романтики» и Solaris-Boat, к примеру, есть модели с надувным килем, поверх которого лежат поперечные фанерные стлани.

Как правило, байдарки-надувнушки шире своих каркасных и каркасно-надувных собратьев (0,9…1 м против 0,7…0,85 м), обладают более полными обводами. За счет этого они остойчивее: скажем, пара детишек может свободно свешиваться с одного борта – и родители при этом не опасаются, что судно перевернется. Эти суда быстрее всего собираются и разбираются (четверти часа достаточно), поэтому лучше прочих подходят для походов выходного дня и просто покатушек на час-другой. Они же – за счет отсутствия каркаса – лучше всех упаковываются, так что лодка без проблем помещается и в багажник малолитражки, и в самолет, и в троллейбус . Они же наименее уязвимы для камней и коряг, не боятся ударов о препятствия, изгибов и пр. – в лодке нечему ломаться. Хотя, конечно, пробоина, если уж случится, принесет больше проблем, чем в случае с каркасной лодкой. Может даже потребоваться вмешательство профессионала-ремонтника.

Обитаемость «надувастиков» в среднем ниже, чем каркасников: баллоны и надувное дно съедают часть внутреннего объема. Но, пожалуй, она выше, чем у многих каркасно-надувных судов: нет шпангоутов (поперечных элементов каркаса), которые делят лодку на отсеки. Именно надувнушки чаще других делаются в форм-факторе open deck – полностью открытыми или с совсем небольшими «козырьками» на носу и корме. Это тоже повышает удобство посадки и погрузки.

Ходовые характеристики у надувных лодок все же хуже, чем у каркасных – сказывается бОльшая ширина, более полные обводы, закругленный нос. И парусность у них выше.

Исключение – байдарки семейства «Игла». Их обводы максимально приближены к каркасным за счет необычной формы бортовых баллонов (они в сечение представляют восьмерку, причем достаточно «худую»). Кроме того, борта «Игл» изогнуты вдоль всей лодки. У традиционных надувнушек они, как правило, параллельны на большей части длины. Наконец, в носу у «Иглы» устанавливается жесткий несъемный штевень, что делает носовые обводы более острыми (байдарка «раскрывает» воду). Поэтому на ходу эти суда уверенно тягаются с каркасниками, а то и обходят их.

Резюме: надувнушка прекрасно подойдет для походов выходного дня, в том числе и с детьми. Но применима и в длительных походах. Далее нужно внимательно изучать характеристики конкретного судна.

Типы каяков по предназначению

Каяки разделяются на несколько типов по предназначению:

  • Пляжные каяки — предназначены для катания вдоль берега, имеют высокую устойчивость и низкие ходовые качества. Используются прибрежными отелями для сдачи напрокат отдыхающим любителям активного отдыха.
  • Прогулочные каяки — предназначены для прогулок по спокойной водной глади. Имеют длину от 3,5 до 4,8 метра. Обладают хорошими ходовыми и мореходными качествами.
  • Морские каяки — являются разновидностью прогулочных каяков, используются для прогулок по спокойной морской глади. Отличаются хорошей устойчивостью, высокой скоростью и маневренностью.
  • Рыболовные каяки — используются для рыбалки. Отличаются высокой устойчивостью. Оборудуются удобными сидениями, имеют отсеки для хранения рыболовного снаряжения и улова, оснащаются подставками для удилищ и креплениями для рыболовных аксессуаров.
  • Туристические каяки — предназначены для длительных водных путешествий. Не предназначены для развития большой скорости. Отличаются повышенной грузоподъемностью и наличием нескольких багажных отсеков.
  • Сплавные каяки — используются для сплавов по горным рекам. Отличаются повышенной прочностью, непотопляемостью, высокой маневренностью. Оборудуются ножными и бедренными упорами, регулируемыми сидениями.
  • Спортивные каяки — предназначены для участия в спортивных соревнованиях, габариты и другие технические параметры строго регламентируются.
  • Каяки для фристайла — имеют небольшую длину, отличаются высокой маневренностью, имеют небольшой внутренний объем. Каяки для фристайла позволяют выполнять на них сложные трюки: водное сальто, серфинг на волнах.
  • Каяки для гребного слалома и поло — каяки специального назначения, имеют небольшие внешние габариты, небольшой внутренний объем и вес. Сидения таких каяков не имеют спинок, также у таких каяков отсутствуют ножные и бедренные упоры.

Каркасные байдарки

Классика жанра, восходящая прямиком к эскимосским и алеутским каякам и байдарам. Правда, каркас теперь уже никто не делает из моржовой кости и китового уса, а оболочку — из тюленьей шкуры. Теперь для каркаса применяются алюминиевые сплавы, пластик, дерево, а для оболочек – ткани со специальным полимерным покрытием. Хотя бывалый байдарочник может вместо слова «каркас» сказать «кости», а вместо «оболочка» — «шкура».

Типичные представители каркасников — «Салют 5,2» и «Таймень-3» (СССР), RZ-85 (ГДР), «Нева-3» («Тритон», РФ), «Нэрис Валькирия-2» и «Нэрис Alu-2» («Нэрис», Украина).

Добавим, верхняя часть «шкуры» — дека, она же палуба — традиционно закрывает часть лодки, оставляя открытыми одно-два-три посадочных отверстия или единый кокпит. Это делается, чтобы байдарку меньше заливало при прохождении волн (особенно когда в них ныряет нос) и чтобы брызги с двулопастных весел меньше попадали внутрь судна. Для бурной воды применяют фартуки и срывные юбки, дополнительно герметизирующие зазор между корпусом гребца и лодкой.

Естественно закрытая дека создает трудности при посадке в байдарку и при размещении в ней груза. Чем более открыт кокпит, тем проще погрузка и тем больше может оказаться воды внутри на марше.

При всем при этом каркасные байдарки – наиболее обитаемы, то есть в них проще всего в длительном походе разместить и пассажиров, и груз. Последний —за счет мест под бортами, в носу и корме. Именно среди каркасных байдар чаще можно встретить не только двух-, но и трехместные суда, что особенно актуально для семей с детьми и собаками.

Каркасник же при прочих равных будет наиболее ходкой лодкой (уступая разве что байдарке с жестким корпусом).

Ремонт мелких «травм» каркасного судна, как правило, несложно произвести и в полевых, и в домашних условиях.

Стоит упомянуть и живучесть каркасника: получив небольшое повреждение (например, прокол в оболочке), он способен долго оставаться на плаву. «Заткнул дыру носком да пошел дальше», как написал любитель каркасных лодок на одном форуме. На слегка подтекающем каркаснике можно дойти до конца похода. С надувной лодкой так не получится.

Правда, и повреждения каркасники получают чаще прочих — это мы плавно переходим к недостаткам. Там, где «шкура» плотно прилегает к «костям», ее достаточно просто пробить, наехав на камень или даже острую корягу. Правда, современные оболочки проклеиваются дополнительными леями в наиболее угрожаемых местах.

Каркасную лодку дольше собирать (если сравнивать с надувной). Первая сборка может занять и больше часа. Но набив руку — время сборки обычно составляет 20-25 минут. Но при длительности похода в три дня и более — это не так существенно. Потраченное время вернется удобством, комфортом, скоростью и вместительностью судна.

Резюме. Каркасная байдарка хороша для длительных (от трех дней до нескольких недель) походов по не слишком сложным (приблизительно до третьей категории) рекам. Причем походы могут быть как спортивными (на скорость), так и семейными.

Вот несколько основных преимуществ этих суден:

  • небольшой вес;
  • маневренность;
  • компактность в собранном состоянии;
  • остойчивость;
  • наличие пространства для хранения походных вещей.

Среди недостатков – длительная сборка и высокая стоимость ремонта, обусловленная заменой изделий из дорогих материалов.

Главные характеристики байдарок

Подбирая байдарку, на которой вы отправитесь в поход, стоит обратить внимание не только на ее тип, но и на сопутствующие характеристики:

  1. вес судна в разобранном и собранном состоянии: это важный показатель, от которого зависит, как вы будете транспортировать изделие к месту отплытия – на машине или в рюкзаке;
  2. скорость сборки: чем хуже этот показатель, тем больше времени вы потратите на подготовку к туристическому походу. Оптимальное решение в этом случае — надувные лодки. Чтобы привести такой экземпляр в полную боевую готовность, достаточно от 15 до 45 минут (зависит от размера судна);
  3. количество мест: при выборе этого показателя стоит учесть несколько нюансов. Чтобы управлять одноместной лодкой, нужна отличная физическая форма и полный самостоятельный контроль над судном. А вот при сплавах на лодке, ориентированной на три-четыре посадочных места, вам потребуется слаженная командная работа экипажа, иначе есть риск, что судно перевернется, или вы потеряете управление.
Оцените статью
ЗА ШУТКИ
Добавить комментарий